+7 (499) 709-7245
Мы рекомендуем

Обучение яхтингу

Что такое обучения яхтингу. Этапы, составные части, основные умения. Советы, чему уделить особое внимание и чего нужно избегать. Рекомендации по выбору школы.


Обучение яхтингу – многосоставной процесс, в целом очень похожий на обучение вождению автомобиля.

Управление, швартовки

Навыки управления принципиально делятся на движение под мотором и под парусами. В первом случае речь идет про систему рулевой-лодка-вода-ветер. Вы должны научиться точно управлять яхтой, учитывая инерцию и ветер – вовремя останавливаться, разворачиваться, точно заходить в место для швартовки. Во втором, взаимодействие происходит в системе рулевой-команда-ветер. Акцент смещается к командной работе с одной стороны и к чувствованию ветра и парусов с другой.

Щвартовки – по сути, чисто технический блок, требующий многократных повторений для того, чтобы навыки закрепились на уровне моторики. Один из важных моментов (не умея швартоваться, вы просто разобьете лодку после первого перехода), которому нельзя научиться нигде, кроме как в парусной школе (см. ниже).

Навигация

Область знаний, отвечающая на вопросы – как спланировать ваш маршрут и дойти из точки А в точку Б. Включает в себя несколько больших разделов: работа с картами и приборами на лодке, работа с внешними ориентирами (маяки, бакены и т.п.), взаимодействие с другими судами. По сути, это аналог ПДД – у вас есть дороги, разметка, дорожные знаки и правила отношений с другими участниками движения.

Как и в случае с автомобилем, в обучении яхтингу, для того, чтобы навигация перешла в область автоматизма, нужна практика – вначале вы будете переносить полученные знания в реальные ситуации, а со временем начнете делать все автоматически, не тратя время и нервы на решение задач.

Метеорология

Лучшая подруга навигации, в первом приближении отвечающая на вопрос – можно ли вообще выходить в море. С помощью метеорологии вы можете понять, что ждет вас в будущем, какая потребуется экипировка, к чему готовить команду, спрогнозировать, за какое время вы достигните точки назначения, какими курсами относительно ветра при этом будете двигаться, какие вам понадобятся паруса.

Также, важная информация, которую сообщает вам прогноз – места, в которых можно безопасно швартоваться. Будь то якорная стоянка или комфортабельная марина, при определенном направлении ветра стоять или заходить в них будет некомфортно или даже опасно.

Работа с парусами

Здесь можно выделить три основных момента. Первый – способность в принципе поставить паруса и вести лодку за счет ветра. Уровень, которым многие ограничиваются, что не критично, если паруса ставятся для фото или в качестве тента от солнца, однако явно недостаточно для управления в сложных условиях или участия в гонках.

Второй – безопасная работа с парусами. В основном нарабатываемая практикой область, означающая, что вы хорошо знаете, какие паруса и как использовать при разных погодных условиях, а также – что делать, если условия резко изменились. Сюда относятся быстрая и безопасная постановка, рифление и уборка парусов, учитывающая возможности вашей команды. Ремарка – чем профессиональнее команда, тем меньше человек и времени требуется для выполнения каких-либо действий. И наоборот, если у вас на борту одни новички, им придется всем вместе прилагать усилия для того, чтобы справиться с лодкой в сложных условиях, шкипер должен всегда учитывать этот момент и делать поправку на уровень команды.

Третий – скорость. Совершенно отдельная тема, касающаяся тонких настроек парусов, грамотного руления и хорошего общего понимания законов, по которым движется лодка. Если вы не собираетесь участвовать в регатах, эту область можно смело опускать, а совершенствоваться в ней можно всю жизнь.

Безопасность

Пассивная и активная. Пассивная – предупреждение критических ситуаций, это однозначно более приоритетно, так как на море намного проще предотвратить проблему, чем устранять ее. Научиться пассивной безопасности можно и нужно в школе.

Активная – способность справляться с появившимися трудностями, появляется в основном с опытом, так как смоделировать большинство сложностей в учебных условиях просто не представляется возможным.

Чего не нужно делать

Категорически не рекомендуем поддаваться на предложения, когда обучение на шкипера привязывается к круизу, регате или перегону. Объясним почему.

Все перечисленные виды поездок имеют своей целью не обучение, а что-то другое. Это значит, что все внимание капитана (управляет лодкой в таких поездках чаще всего именно капитан, а не инструктор), а также команды будет направлено на эту, другую, не связанную с обучением цель. В случае круиза – это отдых и удовольствие, в регате – работа на результат, достижение максимальной скорости, в перегоне – накат миль, практика руления, навигация, тренировка выносливости и так далее.

Без сомнения, круиз полезен в качестве первого шага – вы просто посмотрите на то, как все происходит, попробуете себя в роли рулевого, оцените, насколько вам нравится яхтинг, укачивает ли вас и так далее. Регата полезна в плане работы с парусами – грамотный гоночный шкипер даст вам намного больше тонкостей, чем вы сможете получить в обычной яхтенной школе. Пользу перегона вообще сложно оценить – вы попробуете длительные плавания, вахты, научитесь рулить на автомате, избавитесь от обычных для новичков страхов и неуверенности в навигации но, это уже следующий, дополнительный и ни в коем случае не заменяющий базовое обучение яхтингу уровень.

Проще всего представить все это опять же, на примере автомобиля. Ни выезд на пикник, ни участие в ралли, ни преодоление на авто 1000 километров по пустынной трассе не научат вас водить – умело маневрировать, легко читать дорожную разметку, заезжать в гараж – для этого нужно тренировать именно эти, базовые навыки.

Что дальше

Получение шкиперских прав – это только начало большого интересного пути. С этого момента вам открывается новый мир – мир путешествий на яхте, и впереди вас ждут новые места, приключения, друзья и, конечно, море. Удачи!