+7 (499) 709-7245
Мы рекомендуем

Яхты в Крыму: балласт или паруса будущего?


яхтинг в Крыму - фото

Жизнь полуострова Крым на всех этапах его истории была тесно связана с морем и, соответственно, флотом. Во времена СССР этот флот был по преимуществу военным, во вторую очередь — рыболовным, и только в незначительной степени — туристическим. Частные малогабаритные суда, в том числе яхты, никогда не были здесь приоритетом. В последнее время эта ситуация начала меняться, но развитию яхтинга в Крыму по-прежнему препятствуют многие факторы.

В первую очередь это, конечно, нехватка нужной инфраструктуры. Города, где есть возможность сколько-нибудь удобно поставить яхту, в Крыму можно перечесть по пальцам одной руки: это (с запада на восток) Севастополь, Балаклава, Ялта, Феодосия и Керчь. Здесь же сосредоточены яхт-клубы Крыма.

При этом только в Балаклаве (бывшей в советские времена был закрытой базой подводного ядерного флота) с её узкой и глубокой бухтой есть яхтенная марина, способная принять одновременно значительное число яхт (250-270) с длиной корпуса свыше 20 метров. Здесь представлен стандартный набор услуг: подключение к электричеству/воде, Wi-Fi, кафе и магазины на берегу. Кроме того, судоремонтные мощности соседнего Севастополя позволяют надеяться на возможность ремонта и яхт тоже (особенно если речь о двигателях или электронике). Неудивительно, что балаклавская марина — самая популярная на полуострове. Кроме всех прочих, здесь базировались яхты семьи экс-президента Украины Виктора Януковича.

Однако, даже марина в Балаклаве по соотношению цены и качества услуг уступает не только яхтенным маринам Турции (где в последние десятилетия в развитие яхтинга вкладывается очень много денег), но и аналогичным предложениям в украинских портах: Одессе, Херсоне, Николаеве. По этой причине на украинских яхтенных форумах советовали длительно ставить свои яхты в этих городах, и только на лето перегонять их в Севастополь или Ялту. Стоянка яхт в Крыму не считалась лучшим выбором.

Балаклава

На такой скудной и несовершенной инфраструктурной базе в Крыму действует порядка 10-15 яхт-клубов. Есть по крайней мере одна яхт-школа (в Севастополе), которая выдаёт шкиперские сертификаты IYT. Несколько компаний катают туристов вдоль крымского побережья, кроме прогулок на яхте по Крыму здесь имеются также круизные маршруты в Турцию и Болгарию. Проводятся международные регаты: «Парусная неделя Севастополя», «Кубок Крыма», «Международная черноморская регата» и некоторые другие. Наконец, ряд яхт-клубов в Крыму предлагает также и услуги по аренде яхт.

При этом никто не сомневается, что на самом деле яхтенный потенциал Крыма гораздо выше. В одном только Севастополе и окрестностях есть 37(!) удобных закрытых бухт. Если учесть, что в России и Украине сейчас интерес к яхтингу стабильно растёт, Крым может стать его центром кристаллизации и хорошо на этом заработать.

В самом деле, во всём мире приморские туристические регионы получают от яхтинга большие доходы. Например, Турция в 2010 году заработала на любителях парусного отдыха и спорта три миллиарда (!) евро, а к 2023 году рассчитывает повысить эту сумму почти впятеро! Ежегодно в Турции появляется 5-6 новых марин, вокруг которых вырастают отели, рестораны, развлекательные центры и многое другое, появляются новые рабочие места.

Пример Турции, конечно, не единичный. В Европе треть доходов от туризма так или иначе связаны с яхтингом. Новые марины окупаются в Старом Свете в среднем за 5-10 лет.

Кроме всего прочего, яхт-клубы ещё и поднимают цены расположенной рядом недвижимости — это доказано опытом даже такого далёкого от моря города, как Москва.

яхты в Крыму - фото 2

Власти Крыма давно уже озаботились этим вопросом и изучили соответствующий опыт других стран. Результатом стала Концепция развития яхтенного туризма в Крыму, принятая Советом министров Автономной Республики Крым в январе 2011 года. На её реализацию власти обещали выделить 300 миллионов евро.

В соответствии с концепцией, до 2020 г. планировалось построить на полуострове 15 яхтенных марин, готовых принимать, в общей сложности 4100 яхт. На одной только стоянке яхт в Крыму к 2020 г. в результате планировалось зарабатывать 21 миллион евро ежегодно. Это не считая доходов от оказания яхтсменам сопутствующих услуг (питание, проживание и т.п.) Кроме того, развив инфраструктуру, планировалось принимать больше соревнований международного уровня, что также сулило прибыль и дополнительный приток туристов.

О результатах реализации принятой в 2011 г. концепции судить пока рано. Тем более, что в нынешнем году Крым был выведен из состава Украины и присоединён к России, в связи с чем перспективы развития там инфраструктурных проектов пока неясны. Однако известно, что руководство России также демонстрирует настрой на развитие в Крыму яхтинга как одной из главных туристических специализаций. Так, совещание по этому поводу 15 августа провела в Ялте партия «Единая Россия», в рамках реализации своих проектов «Санкт-Петербург – морская столица России» и «Чистая вода».

Отчёт об этом совещании, размещённый на партийном сайте, содержит в основном общие фразы. Из него можно сделать вывод о том, что «единороссы» отметили важность яхтинга для социально-экономического развития Крыма и необходимость учёта при этом международного опыта — в частности, упрощения бюрократических процедур для яхтсменов. Однако, учитывая, что ранее в текущем году российские власти анонсировали масштабную программу развития яхтенной инфраструктуры на черноморском побережье России, можно предположить, что Крым будет включен в эту программу. При условии, что такая программа, конечно, вообще будет реализовываться в ухудшающихся экономических условиях.

Остаётся только надеяться что политические и экономические бури, которые проносятся в последнее время над полуостровом, не помешают Крыму в обозримом будущем наконец развить свой яхтенный потенциал.

Олег Соколенко

яхты в Крыму - фото 2