+7 (499) 709-7245
Мы рекомендуем

Сказка о невероятном, вокруг Ирландии за 10 дней.

  • Elena Kamynina
  • 15 Дек 2011

Сказка о невероятном – как 7 суровых русских яхтсменов и одна яхтсвумен обошли вокруг Ирландии за 10 дней, или Иной взгляд на «Иное видение».

Началось все в незапамятные времена, когда Егор заочно влюбился в Ирландию и решил сродниться с ней наиболее приятным способом – окольцевать ее кильватером. Кроил, рядил и решил собрать группу русских экстремалов для воплощения мечты о скалистых берегах, туманах в проливах, изумрудных склонах с белыми овцами, свинцово-серой Атлантике и белых чайках, мяукающих над головой.

Мечты о скалистых берегах, туманах в проливах, изумрудных склонах с белыми овцами, свинцово-серой Атлантике и белых чайках

После полугодовых сборов, тренировок, обучения и притирания сорганизовалось две группы для последовательного обхода вокруг. Эта сказка о второй…

Главные герои:

  1. Трудолюбивый и обстоятельный Гном (Егор, шкипер)
  2. Быстрый и выносливый Эльф (Вадик, вице-шкипер, рулевой)
  3. Рыжий веселый Лепрекон (Ваня, вице-шкипер, рулевой-шкотовый)
  4. Ловкий задорный Хоббит (Илья, шкотовый)
  5. Запасливый и сильный Дракон (Женя, рулевой-шкотовый)
  6. Смелый и упорный ДоброМолодец (Леша, рулевой-шкотовый)
  7. Мощный и благородный Единорог (Дима, рулевой-шкотовый)
  8. Заботливая и устойчивая Добрая Фея (Лена, штурман-шкотовый, кок)

День первый на суше (для автора) – суббота  23 июля

Утро – Шереметьево, капучино, блинчики с черникой, 22.5 кг рюкзак, штамп, эйфория, самолет, завтрак номер три, сон.

Итак, мягкая посадка в Хитроу, вещи заброшены в багаж, закуплены переходники для британских розеток. Экспресс в Лондон – и вот место встречи! Пикадилли, под стрелой Амура. Хоббит шаловливо потирает ручки в преддверии шоппинга, Добрая Фея ностальгирует по счастливым студенческим годам, а где-то по веткам метро несутся на встречу Дракон и Единорог.

Короткое посещение Лондона было успешно – массовые закупки на Джеримин Стрит, поиск вайфая в Старбаксе, шикарный стейк в Ангус Стейк Хаус, прогулка по Грин Парк, экспресс в аэропорт. Хитроу есть Хитроу – длиннющие кишки переходов, заторы в лифтах, путаница с этажами, но четыре яхтсмена так просто не сдаются – с пивом и гитарой загрузились в самолет до Дублина. На борту не кормят (голодный Дракон стал недовольно урчать), пришлось покупать бортовые сэндвичи и колу.

А вот и прекрасная столица зеленой Ирландии виднеется в иллюминатор! Скорее, скорее – а вот и у закрытого книжного магазина хитро улыбается рыжий Лепрекон. Итак, базовый состав группы захвата готов к покорению новых просторов. Ночной автобус в город, поиски хостела по карте и гуглу – вот и оно, обшарпанное кирпичное здание с вечно неспящей молодежью! Как и далее, девушки с завистью провожали нашу группу взглядами, а парни с удивлением. Регистрация в хостеле, взяли постельное белье – и в малюсенькую комнатку с двухэтажными панцирными кроватями. Но праздник еще не закончился, принято боевое решение двигать тусить!!!  Ирландский паб с живой музыкой и Гиннессом, улицы Дублина с веселой молодежью, открытие модного клуба с сетами талантливого испанского диджея,  виски и сидр, а далее веселье затянулось. Самые уставшие потихоньку заваливались на скрипучие гостеприимные кровати.
Храп, летит полотенце, всхрап, беруши.

День второй на суше – воскресенье 24 июля

Дублин (Куда, блин? To Dublin!)

Утро началось с выяснения, кто сильнее храпел, а кто просто сильнее. В состязании на силу победил Хоббит – единственный, кто смог открыть минералку томящимся жаждой ночным гулёнам. С храпом оказалось сложнее – не определились с базовыми условиями, считать ли по красоте рулад, громкости или продолжительности.

Дублин надо не описывать, а прочувствовать. Национальная музыка, зовущая танцевать до упаду; колоритные жители, наследственно не унывающие в любые штормы и кризисы; самые лучшие зеленые сувениры; маслянистый красно-коричневый прекрасный Гиннес (есть пиво, а есть ОН!) с клевером; основательный завтрак с сосисками, беконом, яичницей, фасолью и помидорами.

Это Ирландия, детка!

Где надо побывать? На маленьких улочках столицы лепреконов (наш вполне вписался в пейзаж), в местных пабах, в порту, и, конечно, музее Гиннеса. Это не градообразующее, а странообразующее предприятие! Запах солода и хмеля, бурлящие потоки живительного эликсира под чарующую музыку, старинные бочки и самая лучшая обзорная площадка. Время там течет медленно, как этот прекрасный напиток…

День третий на суше – понедельник 25 июля

Понедельник начался в пути с востока на запад. Ненароком пересекли остров, и уже гуляем по набережной прекрасного Голуэя (Galway). Смена Ирландии на 180 градусов – и вот низкое небо,  подсохшие водоросли в отливе, собаки резвятся на мелководье, белеет маяк для спасения наших душ и дует солоновато-терпкий хлесткий ветер. Прекрасные и удивительные люди ирландцы – лодки в отлив стоят на двух килях или свисают на ржавых цепях с причалов, они кормят белых лебедей и спят на мокрой траве, пьют эль и запивают виски, играют на улице на флейтах и искренне дарят улыбки в ореоле рыжих бород.

Если хотите узнать подробности ночной жизни Голуэя – спросите у Дракона и Единорога. Наши благородные герои с удовольствием расскажут вам о веселых голуэльцах и местных питейных традициях. Ночью, изрядно напугав хозяйку пансиона, прибыл ДоброМолодец, дополнив наш улетный состав.

День четвертый на суше – вторник 26 июля

Последний день на суше принес плотный завтрак с овсянкой, легкий шоппинг (для дальнейшей инсталляции зеленого глюка), кофейный душ, медитацию на ставшем родным мысе с видом на залив.

После длительных обсуждений, что считать мариной за Солтхиллом после шлюзов, если шлюзы тут одни, а марин за Солтхиллом нет, яхта с первой группой была обнаружена. Подозреваю, они намеренно путали нас, дабы смыться опять в Атлантику, о чем и признались в своих отчетах!

Вот и наша красавица Tsúil Eile (Сью Эли) – выцветший зелено-бело-оранжевый флаг, белые борта с сохнущими футболками. На палубе оживление в связи с нашим прибытием, радостное обсуждение пройденного и увиденного, передача на поруки Гнома с Эльфом. Вот и вся волшебная восьмерка в сборе!

Предыстория: Волшебные персонажи получились из состава группы – изначально Белоснежка и семь Гномов. Но дальнейшее развитие сюжету дал Иван – в зеленой куртке, с рыжей бородой и хитрыми искорками в глазах являл пример истинного Лепрекона, что и породило фантазию на тему сказочных героев.

С восторгом и зарождающейся тревогой слушали мы рассказ первой группы о потерянном спасботе, сгоревшей электрике, улетающем тузике, протекающем гальюне и так далее по списку. Тут же ребром встал коронный вопрос всего мероприятия – кто и где и с кем спит (мест 6, участников 8). Как выяснилось в итоге, все решает качка, мнение команды не в счет.

Но! Яхту сдал, яхту принял. На прощание нас ждали вкуснейшие тушеные в специях креветки, запеченная свежепойманная рыба, холодные закуски и теплые слова.

1-3 день экспедиции (27-29 июля)

02.00 — Осоловевшие от вкуснейшего ужина в исполнении Вани В. отходили мы из города Голуэй. Дождавшись открытия шлюзов, отшвартовались и под прощальные фотовспышки первой группы двинулись в сторону Атлантики.

Состав вахт:

  • Первая (полусредний вес) – Егор, Женя, Леша
  • Вторая (легкий вес) – Вадик, Илья, Лена
  • Третья (супертяжеловесы) – Ваня, Дима

Была тихая ирландская ночь, на небе загорались огни, тихо работал моторчик и убаюкивал легкий плеск волн. Вторая и третья вахты мирно заснули в каютах.

5 утра – вторая вахта подъем! Темно и как-то непонятно. Путаемся в спальниках, натягиваем заранее подготовленную термуху и непром. На вахте все спокойно, можно и чаёк заварить, бутербродики нарезать. На небе загорается зорька, отбрасывая розовые блики на спокойную гладь Голуэйского залива. Не спеша, позевывая, прошли Аранские острова – оставили слева сначала Инишир, потом Инишман, затем Инишмор. Интересно, сказка о трех поросятах появилась не в Ирландии ли? Вахту с курсом на Исландию передали тяжеловесам.

05.00-11.00 Сначала все шло хорошо, мы мирно отрубились в спальниках, нам снились айсберги, ракеты и скачки. К чему бы это? Яхта вышла в открытый океан, изменилась волна и ветер. Сразу стал мешать спать меняющийся крен при смене галсов, молотящие стаксель-шкоты и топот вахтующих. Поскакали…

11.00 – вторая вахта заступила на дежурство. О, Атлантика! Все уже не так весело и спокойно, как еще 6 часов назад. Небо свинцовое, океан хромированный, лица тоже какие-то …серенькие…  Ветер, как и большинство дней далее, был самым обычным мордотыком 20-25 узлов с порывами до 35. С лебедок срывало шелковые стаксель-шкоты, а с волн – пену.

И далее без особых изменений до обеда 29 июля…  Дни измерялись не часами, а вахтами – с двух до пяти, с пяти до восьми, с восьми до одиннадцати и с одиннадцати до двух. Особо тяжела ночная с 02.00 до 05.00. Спишь и видишь теплые сухие сны – а тут побудка. Темень, качка, новые синяки. Непром, перчатки, спасжилет. Оцениваешь высоту волны, ветер, расстояние до суши и маяков – и вперед. Особое искусство – на бейдевинде в 25 узлов сдвинуть каретку стакселя, балансируя в шпагате ногой на стаксель-шкоте.

В процессе сильной качки мы:

  • притерлись по каютам, разместив тела в наиболее эффективном сочетании;
  • определили, что еду надо покупать не только приятную на вход, но и на выход;
  • постоянно подвязывали дополнительные веревки к тузику;
  • обнаружили течь в трюме, промочив вещи, находящиеся под пайолами;
  • срослись с непромом и спасами;
  • испытали тихий ужас перед необходимостью входить в то страшное темное помещение внизу, где лежат айпад и фонарик;
  • придумали новую команду «человек частично за бортом».

29 июля (3й день экспедиции).

Во второй половине дня состоялась короткая стоянка в Даунингс (Downings). Оценив возможность потери тузика в текущих погодных условиях, Егор привел нас в ближайшую более-менее удобную марину для решения висящей на корме проблемы. На проржавевшем от зимних штормов пирсе состоялся разговор со Стюартом/Манго: «Тузик в опасности! Если мы не оставим его на берегу, то ни за что не отвечаем!». Но квасящие на радостях, что избавились от сумасшедших русских, развеселые ирландцы сделали вид, что не понимают и отказались поучаствовать в спасении родного серого чуда.

С прекращением качки команда радостно огляделась, испугалась суровых ирландских пловчих и решила хорошенько подкрепиться! Философский спор об усваиваемости различных продуктов и решение простое: «Porridge, sir!». Проверенная рекомендация – овсянка на молоке с медом, толчеными орехами, приваренными яблоками и бананами усваивается вкусно, быстро и не спешит обратно! А бутербродик с филадельфией и малосольным лососем всегда добавит позитива в любой прием пищи! Всякое же безобразие в стиле быстрой лапши и супов было заброшено в самый дальний угол, где позднее был найден невесть откуда свалившийся кокос (орех который, а не то, что вы тут себе подумали!).

В приподнятом настроении через час двинулись мы далее в обход Ирландии. Погода потихоньку налаживалась, светило солнышко, по бирюзовым волнам отсвечивали зайчики, а сумасшедшие утко-чайки таранили ирландские воды в погоне за серебристой рыбешкой.

Около 23.00 состоялся первый очковый заход – в марину Балликастла (Ballycastle) с целью заправки водой и принятия душа. Там же была намечена встреча со Светой (1я группа), путешествующей по сухой части Ирландии. Прекрасная страна Ирландия! Марина обнесена забором, стоят камеры и кодовый замок на калитке. Звонок по телефону, указанному на заборе – и заспанный голос с удивительным ирландским акцентом сообщает все коды, и негодует по поводу возможности взимания с нас платы за вынужденную стоянку на пару часов. Но как приятно почувствовать себя белым человеком! Душ, обогреватель-фен, нет качки и есть возможность спокойно выпить чаю.

Очковастенькое ночное отчаливание – и мы идем на юг. Очередной темный переход не принес ничего кардинально нового – все те же волны, все тот же ветер, все та же вахта M&Ms. На айпаде трассы субмарин и Шотландия на горизонте, в темной дали проблескивают белые огни маяков. А не двинуться ли нам в гости к суровым горцам в клетчатых юбках? Вот команда удивится то утром! Ребята мой порыв не поддержали…

Точка невозврата пройдена, мы идем вокруг, поворачивать поздно.

Когда заря заблондинила небо розовым, настал черед третьей вахты. Но разум мой отключился, когда бегунок спальника еще не застегнул молнию.

4й день экспедиции (30 июля)

Утром четвертого дня мы увидели наконец-то некоторое количество круизных яхт, чего ранее не наблюдалось. Стремительно несли они разноцветные спинакеры и генакеры над гладью вод. Небо было безмятежно синее, волны создавали вполне уютную качку, овсянка приятно согревала.

Погода и поизитив настраивали на легкие шалости, поэтому решили сделать фотосессию про суровых яхтсменов и морские глюки. Команды проходящих мимо яхт недоуменно пытались понять, что за странный экипаж на чартерной яхте из Голуэя – восемь фигур в непроме и один зеленый мираж (то ли русалка, то ли перебор виски).

Так около полудня, интригуя местное население, подошли мы к Бангору (Bangor) – заправиться водой, закупиться провизией, переждать встречное течение.

Огромная марина, столько прекрасных яхт, и совсем недалеко Белфаст. Оставив Дракона, обнаружившего бесценное сокровище – вайфай, волшебная команда +1 двинулась на поиски вокзала. Открытые пространства, непривычно длинная прогулка по неподвижной земле, шумные несущиеся толпы людей, шелестящие машины – все сбивало с толку, подталкивало вернуться в уютную тесноту родной Сью Эли. Группу пришлось разделить по интересам: Единорог, Лепрекон и Хоббит запрыгнули в уходящий поезд в Белфаст (где позже познавательно провели время на гейпараде), а Гном, Эльф, ДоброМолодец и Добрая Фея неторопливо наслаждались парками Бангора. Поймав когнитивный диссонанс в цветочном саду с фонтанами, постреляв из лука (герои – в яблочко, Фея – мазила), закопавшись на лугу в ромашки и васильки, в итоге осели в пабе с элем и стейками.

Часа через четыре мы покинули гостеприимный город с запасом свежего мяса для чечевичного супа, засоленным лососем и самыми радужными воспоминаниями о доброй североирландской земле.

Говорят, что где-то в пути после Бангора мы немного постояли, пережидая течение, у городишки Порториел (Portoriel). Но, как говорится, не помню, значит не было! Вечером в пути уже не видно других яхт, лишь одинокие буи мирно покачиваются на волнах, чайки носятся в поисках ужина и растворяется в дымке далекий зеленый берег.

Продвижение на юг приносит легкие туманы, морось и растущие волны. Появление на палубе без экипировки гарантирует литр соленой воды за шиворот. Волна метр-два-три. Начинает накапливаться тупая усталость от монотонности – вахта, кухня, сон. Идеально освоена стойка у плиты и движение от трапа к штурманскому столу с айпадом. Груда непрома свалена прям в кают-компании, на полу сложно найти свои сапоги из восьми похожих синих пар. Барррдак, турррристы, курррортники – бормочет иногда недовольный шкипер, забрасывая куртку на верх кучи.

Главное впечатление ночи – расходящиеся из-под киля платиновые волны с россыпью алмазов.
— «Хочу такое платье. Вот только что скажет портной на просьбу сшить платье цвета вод Атлантического океана в августе?»
— «Какой части Атлантики изволите?»

5й день экспедиции (31 июля)

Пятый день пути принес дополнительные убытки – перегорел правый ходовой огонь, стала отваливаться дверь в каюту, было утеряно мусорное ведро, на крене вода продолжала заполнять трюм. И ночами русским пришлось косить под Янки (Yankee) – якорь нас не держит.
Вечером недолго пережидали течения в гостеприимной марине города Хоут (Howth), что вблизи Дублина. Добрые ирландцы опять не взяли с нас денег, но на допросе раскололись и сдали пароли и явки, так что душ был нам обеспечен (где и накрыло – потолок качается, пол вздымается, верните меня на устойчивую яхту!).

6й день экспедиции (1 августа)

Утро началось с неприятных неожиданностей – у русских закончился газ, оба баллона. Видимо, травил шланг, т.к. готовили мы в принципе немного. И наконец-то порррвали парррус! О да, мы это сделали – своевременно Егор заметил свисающие ниточки со стакселя и строго наказал рифить парус, не нагружать и вообще всячески беречь.

Первая подходящая стоянка – Арклоу (Arklow) с заброшенными заводами, забитой под завязку мариной, зарослями ежевики и приятными в общении мореплавателями. Но понедельник день тяжелый – поэтому во всей Ирландии банковские каникулы, никто не работает, все закрыто. Что ж, переходим на сухой паек и прохладительные напитки, идем под зарифленным стакселем и ищем ближайшую крупную марину.

Вечерние течения, отсутствие горячей еды и советы бывалых ирландцев привели нас вечером в Килмор Ки (Kilmore Quay) – самая юго-восточная точка Ирландии. Замечательное место со страшнейшим заходом, ленивыми толстыми морскими котиками и вкуснейшими морепродуктами в Crazy Crab (официантка была очень добра, а Дракон очень мил – и нам налили в путь полные термосы кипятка). Нам говорили, в Килмор Ки обитает некий бывалый моряк, хозяин всея лодок, который сдает их за недорого. Но был поздний вечер, городок мирно дремал (и полиция не видела Лепрекона, лихо перемахивающего через  забор) – что ж, один выполненный квест (гастрономический) из двух уже неплохо.

А жизнь то налаживалась! Мы были чертовски сыты, в заначке несколько литров горячего чая с лимоном, впереди волны Атлантики и ветер, соленые брызги в основном на небритых щеках (это я не про себя, как вы догадались!), дождь и идущие к нам циклоны. Что нужно еще для яхтенного счастья?
После Килмор Ки была короткая якорная остановка у городишки Ардмор (Ardmore). Переждали течения, вдоволь попроказничали с буями – и снова в путь.

7й день экспедиции (2 августа)

Главная задача – починка стакселя, идущие к нам циклоны не оставляли выбора. Стрелочки на айпаде дополнялись штрихами и меняли цвет с нежно-голубого на темно-бордовый. Нитки и иголки, находящиеся на борту даже не нужно было прикладывать к парусу, чтобы понять всю бесперспективность самостоятельного ремонта.
Итак, парус рвется, перегорел ходовой огонь, не горит кормовой, газа нет, морская болезнь отпустила не всех, ждем циклоны. Вводные условия никого не напрягали, все только готовились к новым неожиданностям.

К вечеру на горизонте показался Кинсейл (Kinsale) – известный своими ресторанами город в графстве Корк. Даже администрация марины находится в баре – пришвартовал лодку, тяпнул эля. Не успела лодка коснуться причала, понеслись гонцы по городу – за лампочками, парусных дел мастером, провиантом и кадрами на долгую память. Убеленные сединами просоленные морские волки покрутили на мозолистым ладонях наши лампочки и сообщили о полной бесперспективности поиска замены. Сэйлмастер оценил длину расходящегося шва, задумчиво поцокал языком и пообещал все сделать к полудню следующего дня.

Тяжеловесная группа была выпровожена с яхты, дабы не мешаться под ногами, и двинулась изучать окрестности. Итогом стал фоторепортаж из заброшенной крепости, которую штурмом так и не удалось взять. Ночь прошла неспокойно – не давало спать отсутствие крена, шума волн и теперь отчетливо слышимый храп товарищей. Да и привычка вахты 3 через 6 давала о себе знать…

8-9й день экспедиции (3-4 августа)

До обеда мы получаем наш прекрасный белоснежный стаксель целым и красивым и снова выходим в океан. Приближающиеся погодные неприятности чуток стихают, что дает надежду на своевременное возвращение в Голуэй, даже, возможно, с посещением Аранских островов.

Чуть больше, чем за двое суток проходим мы самую южную и юго-западную точки Ирландии. В этих водах необходимо уделять максимальное внимание узким зонам – большое количество мелей, скал, проливов. Ночами вспоминается Властелин Колец, когда по темным водам рыщет белый взор огромного маяка. Прекрасны и суровы те места – под холодным промозглым небом бешеный прибой обрушивает тяжелые валы на одинокие скалы, раздробленными белыми брызгами разлетается пена. Нас кидает на волнах, киль колошматит при падении с гребней, но хоть наконец ветер к нам смилостивился – идем полным курсом.

Дни уже никто не считает, даты не помнит. При прохождении мысов появляется интернет – можно чиркнуть короткий имэйл родным (так, мол, и так, «качка чуть уменьшилась, немного потеплело, дождь прекратился. Идем без остановок третьи сутки, я превращаюсь в пугало»).

Идем по айпаду, при такой рулежке работа с картплотером, находящимся за штурвалом, — верный путь сломать пальцы. Очередной ночной переход подарил нам новый сюрприз – нет у нас больше никаких ходовых огней, идем только под якорным. Интересно, как нас ночью со стороны воспринимают?

10й день экспедиции (5 августа)

Последний (нет, крайний) ходовой день. Циклоны ушли, на небе пробивается солнце сквозь дымку, вдали разделяют воду и воздух Аранские острова. Мы успеваем зайти только на самый крупный из них – Инишмор (Inishmore), выбросив десант на тузике. Только подозрительно остается присматривать за яхтой Хоббит (мы так хотели превратить его в Джека Воробья, а он побрился в наше отсутствие! Илья, если ты сейчас читаешь это, — мы не простим!).

Колоритны, о да, колоритны русские яхтсмены на островах. Покачиваясь на неустойчивой земле, привычно застегиваясь в непром, разбредаются по интересам. Часть – на велосипедную прогулку, часть – на автобусную. Ирландский маршрутчик всю дорогу травит байки и показывает чудеса пилотажа на узких аранских дорогах. Эти места оставляют неизгладимый след в душе. На вершине холма ты видишь остров от края до края, каменные границы продуваемых ветрами земельных наделов, мирно пасущихся коров и овец. Со скалы обрывается сердце прямо в пенящийся прибой. Бесконечно зеленая трава, стрекот невидимых кузнечиков, и постоянный шум ветра.
Араны – это море, скалы, ветер и шерсть. Это суровые жители с простыми шутками и такой же простой, но сытной пищей.

Вот и настает время для ответственного рывка – не повернуть обратно, закрыть ирландский круг, не утопить старушку Сью на глазах у вредины Стюарта, успеть до закрытия шлюзов. Радости в глазах не вижу, появляется тоска и жажда нового. Чтобы поднять нам настроение, примчалась стая дельфинов. Резвящиеся каучуковые красавцы плавно скользят в Голуэйском заливе, выпрыгивая из волн, и задорно подныривают под киль яхты.

И вот теперь можно со всей ответственностью заявить – ДА! Мы сделали это! Мы обошли Ирландию за 10 дней, не потеряв ни товарищей, ни тузик. Мы стали одной командой, и преодолели все трудности! С гордо поднятыми головами заходили мы в шлюзы Солтхилла (Голуэй)  под якорным огнем…

6-8 августа (берег после яхты)

С утра Манго в полнейшем недоумении чесал затылок и с трудом верил, что вот эти странные русские с «Иным взглядом» совершили то, что местные яхтсмены считают полным сумасшествием. Эти русские настолько суровы, что крепкий сон их не смог даже прервать факт воровства мотора от тузика. А где мотор? – недоуменные переглядывания…

А вот тут даже не хочется подробно рассказывать о том, что бывает ПОСЛЕ. Легкая грусть, ведь все закончилось, и гордость, ведь мы это сделали!

Что после? Кофе на лужайке Голуэя, колесо обозрения и шедевры Национальной галереи Дублина, паром в Святую Башку и вайфай в Прэте Лондона. Ночью в отеле казалось, что пол вздыбился метра на три, а ветер узлов 40. И еще долго-долго тянет одеть непром, больше трех часов сложно бодрствовать, походка на ширине плеч, а кран во время мытья посуды закрываешь с целью экономии запаса воды. В ушах остается шум ветра, стук стаксель шкотов по рубке, плеск волн и крики чаек. Остаются. Навсегда.