+7 (499) 709-7245
Мы рекомендуем

Яхтенные школы: за и против

За прошедшие несколько лет число разнообразных яхтенных курсов, школ, обучающих программ, где ученикам обещают знания, практику, сертификат и возможность в обозримом будущем брать самостоятельно лодки в чартер, выросло в разы. Яхтинг в России становится все популярнее. Отдых на пляже уже приелся, хочется чего-то другого. Более экстремального и более необычного. Отпуск под парусом как раз подходит под эти описания. По доступности такой отдых сравним с отельным, по эмоциональности и насыщенности значительно интереснее.

yachtmaster-coastalПосле первого опыта пассажиром хочется уже и у штурвала постоять. А потом появляется желание освоить управление яхтой и самостоятельно со своей семьей или в компании друзей выходить в море. Когда все свои на борту — приятнее, да и немного дешевле получается.

img_4869Яхту в чартер без специального сертификата не дают, поэтому возникает вопрос, где учиться, чтобы получить заветный сертификат. Много парусных школ предлагают свои образовательные услуги. Но существует две системы обучения, чьи сертификаты признаются чартерными компаниями. Это RYA (Royal Yachting Association) и IYT (International Yacht Training). Первая разработана в Англии, вторая в США. Встает вопрос, какую выбрать. И в какую школу пойти учиться, чтобы и сертификат правильный был, и знания.

Об этом мы поговорили с Юрием Фадеевым, директором яхтенной компании «Кабестан».

27595113cc4d00ff489f97358f10d9bb

SC: Юрий, Вы уже много лет в сфере парусного образования и практики, что общего и чем различаются учебные программы IYT и RYA?

Ю.Ф.: RYA, в целом, включает в себя приливную навигацию и разделяет сертификаты, полученные в приливных водах и неприливных. IYT имеет только неприливную часть, возможно какая-то приливная теория изучается, но без практики. Это не хорошо и не плохо, на Средиземном море нет сильных приливов, а именно по этому региону в дальнейшем ходят 90% учеников.

Еще одна особенность в том, что RYA преподается на английском языке, а IYT на языке школы. В России на русском, в Америке на английском, в Польше на польском. В этом и заключается интернациональность программы. Её представительства есть во многих странах.

Большое отличие в контроле школ головным офисом. Я знаю, как минимум, 5 школ IYT, которые были открыты в России без официальной инспекции. Регистрация проходила по электронной почте, с фотографией инструктора и яхты. Также, до недавнего времени, в школах IYT мог преподавать кто угодно, никаких аккредитаций инструкторов не требовалось. Ситуация улучшается, но некоторые истории, конечно же, феноменальны. Значит ли это, что в них плохо учат? Понятия не имею. Это просто значит, что контроль качества не отлажен. А от качества образования и полученных навыков зависит безопасность яхтсмена в море, его экипажа и яхты.

2_93_e

В каждой школе RYA ежегодно проходит 5 инспекций. Личных, с присутствием директора школы и представителя RYA:

  • Инспекция яхт (школы RYA не имеют права использовать чартерные лодки);
  • Инспекция и эксплуатация газа на яхте;
  • Инспекция средств безопасности — спасплоты, жилеты, сигнальные ракеты, огни, плавсредства;
  • Пожарная инспекция на яхте;
  •  Школьные процессы — от регистрации до выдачи сертификатов.

Заметьте, каждый год, в каждой школе проходят такие инспекции. И это поддерживает определенный стандарт.

Отдельно ведется контроль качества инструкторов. Чтобы достигнуть высшей категории мастерства RYA Yachmaster Instructor, (не путать с RYA Yachtmaster Offshore), в среднем надо пройти около 7000 миль, в прибрежных водах и несколько лет обучать курсантов на уровне Day Skipper. Только после этого, возможно, вам разрешат открыть школу. И раз в пять лет инструкторы подтверждают сертификацию.

Так что, сами программы, в общем и целом, одинаковые. Разница в подходах.

Oceanis-40_ext

SC: Чем отличается обучение по этим программам в России и за рубежом?

Ю.Ф.: Не могу сказать про IYT ничего, к сожалению, но стандарт RYA един, что в России, что за рубежом. В России пока только одна аккредитованная школа, которая предлагает официальные курсы RYA. Это Яхтенная Компания «Кабестан». Других школ RYA в России нет. Есть несколько программ, которые обещают курс RYA, но это не так.

Прежде чем оплатить курс спрашивайте, зарегистрирована ли школа и преподаватель в RYA. Меня всегда поражает выслушивать очередную историю про какой-то «эпик фейл», когда люди заплатили деньги, но не получили то, за что заплатили. Мой единственный совет: проведите предварительную работу. Проверьте школу, проверьте инструктора, не бойтесь спросить сканы сертификатов и регистрации школы. И все будет хорошо!

SC: Можно ли получить сертификат программы, если слушатель не владеет английским языком?

Ю.Ф.: Если владеет хотя бы на уровне Intermediate или Upper Intermediate, тогда проблем не будет. Если совсем не говорит, тогда конечно получить сертификат будет сложно.

Наши курсанты очень часто говорят — надо обязательно выучить терминологию и все будет хорошо. Но я считаю иначе. Терминологию и английские студенты учат с грехом пополам. Главное — активно пользоваться английским языком, отдавать команды экипажу, вести радиопереговоры. Именно для этого и нужен иностранный язык. Не стоит комплексовать и стесняться, инструктору абсолютно все равно, какое у вас произношение. Важен результат! Чтобы вас правильно поняли.

SANYO DIGITAL CAMERA

SC: Какой это будет сертификат? Какие возможности и права он дает? Можно ли брать яхту в чартер самостоятельно?

Ю.Ф.: Система RYA абсолютно проста, есть несколько уровней.

  1. RYA Competent Crew — сертификат матроса. Начальный уровень. Очень полезный курс, 5 дней практики на воде. Обладатель сертификата имеет знания об устройстве яхты, спасательном оборудовании, основы навигации и навыки по работе на судне в качестве члена экипажа.
  2. RYA Day Skipper — шкипер дневного плаванья. По итогам обучения, курсант умеет управлять яхтой под парусом и мотором, планировать переход, управлять командой, имеет знания о безопасном плавании и приливной навигации. Теоретически, с этим сертификатом можно брать яхту в чартер. Хорошая ли это идея — не уверен, скорее нет, чем да. После курса очень желательно совершить еще несколько походов под присмотром инструктора. Для безопасного морского путешествия важны не только знания, но и практический опыт.
  3. RYA Coastal Skipper — отличный уровень, на котором останавливается большинство наших курсантов. Дает уверенность в управлении яхтой и адекватно готовит к самостоятельным чартерам и походам в том числе в ночное время.
  4. RYA Yachtmaster Offshore — для фанатов. Это около 10% от общего потока. Но курс того стоит, чакры откроются! По итогам курса обладатель сертификата может уверенно совершать любые морские переходы в любое время суток. И, конечно же, это двери в профессиональный яхтинг — работодатели всегда спрашивают этот сертификат для работы на яхтах.

slider3

SC: По каким параметрам нужно выбрать яхтенную школу, чтобы не только «для себя» пройти курс яхтенного мастерства, но еще и сдать экзамен и получить соответствующий сертификат, дающий право на самостоятельное управление яхтой в определенном регионе плавания?

Ю.Ф.: Позвоните в школу. Поговорите с директором, поговорите с инструктором. Наш бизнес не такой массовый, хорошие школы всегда найдут для вас время. Проверьте, что инструктор действительно инструктор, а школа действительно школа.

Я даже не говорю об IYT или RYA, меня всегда поражает, почему так мало людей спрашивает какой опыт у инструктора? Практически никто не спрашивает резюме инструктора. Никто не спрашивает официальные документы школы. Люди платят по полторы-две тысячи евро за 10-дневный курс, например, и при этом абсолютно не интересуются, куда они едут.

Моя рекомендация: потратьте всего час и узнайте о школе более подробно то, что я только что упомянул. Если все хорошо, отзывы вам нравятся и инструктор молодец — смело езжайте. И не забудьте узнать, сколько времени вы проведете на воде. Если это практический курс, то подъем должен быть в 7-8 утра и весь день отработка маневров под парусами, мотором. Никаких пабов :-)

Тоже самое касается походов. Какой на борту инструктор? Что за яхта? Резюме шкипера. Кто старпом? Какие цели у программы? Чему вас научат? Это все очень и очень важно.

Hawnalea-Under-Sail-3

SC: Кому нужно проходить яхтенные курсы, сколько занимает обучение, какие результаты можно получить?

Ю.Ф.: Всем! Если вы идете в море, надо учиться. В среднем, с нуля до адекватного восприятия того, что происходит — 20 дней на воде. Возможно несколько чартерных походов матросом, на регаты или походы, потом курс теории, потом несколько курсов практики. В среднем — 20/30 дней. После этого можно говорить, что человек более или менее понимает, что такое управление яхтой.

SC: Как можно проходить обучение онлайн? Что оно дает?

Ю.Ф.: Онлайн обычно предлагают теорию, и я, если честно, предпочитаю такой формат. Очень удобно, можно всем заниматься дома. Очень важно выбирать аккредитованный курс. Или RYA (приливный) или IYT (неприливный), не важно, но с ‘печатью’ курирующей организации. А не просто курс от школы. Там может быть все что угодно. Нужен контроль качества. Есть аккредитация — отлично. Нет — лучше найти школу с аккредитацией. Плюс, конечно же, официальный сертификат. Если он есть — это значит, что есть стандарт. Если его нет, то ни о каких стандартах говорить нельзя. Можно, с таким же успехом, прочитать книжку.

Юрий Фадеев
RYA Yachtmaster Instructor, RYA/MCA Yachtmaster Offshore

 —————

И здесь уже нужно самому себе ответить на главный вопрос: Что хочешь получить по итогам обучения? Какие-то знания, потраченные средства и время или необходимые навыки, удачно инвестированные в себя средства и сертификат, дающий право взять лодку в чартер.

Интервью подготовила Юркова Оксана