+7 (499) 709-7245
Мы рекомендуем

Автопилот на яхте


Обучение пройдено, вы наконец идете в составе команды и оказываетесь за штурвалом. После того, как утихнут вспышки фотокамер и взаимопонимание с лодкой будет найдено, какой-нибудь нехороший человек обязательно подскажет вам, что на яхте есть замечательное устройство – автопилот, избавляющий рулевого от необходимости все время проводить за штурвалом. Не слушайте его.

Что такое автопилот

Автопилот – система, позволяющая яхте держать заданный компасный курс. Условно, если вы идете ровно на север и включите автопилот, он начнет корректировать движение лодки, подруливать, так, чтобы это направление все время сохранялось. Делать он это будет с помощью пера руля, находящегося под водой и, как ни странно, рулевого колеса, то есть штурвала. Поэтому, правило первое – если включен автопилот, не трогайте штурвал, ни в коем случае не включайте автопилот с закрученным штурвалом и ни в коем случае не пытайтесь рулить сами с включенным автопилотом — в этом случае вы очень скоро его сломаете.

Для чего нужен автопилот

Для удержания курса лодки на спокойной воде (слабый ветер, волн нет) в ситуации, когда у экипажа по какой-то причине нет возможности управлять яхтой вручную.

Нужен

  1. Для кратковременных включений – вы один на вахте, нужно что-то поправить на палубе или внизу и кроме рулевого это сделать некому.
  2. Длительные включения. Вы идете на лодке один или вдвоем, хорошо знаете, где находитесь, какое расстояние до ближайших препятствий, у вас есть радар, он включен и настроен на оповещение о сближении с опасностями. Важно не забывать, что работающий штатный автопилот потребляет электричество и постепенно разряжает ваши аккумуляторы.

Для чего нельзя использовать автопилот

Автопилот нельзя использовать без явной необходимости, а также в сложных погодных условиях.

Не рекомендуется

  1. Если на лодке много народу, плавание непродолжительное, человек за штурвалом устал или заскучал. Нужно просто передать управление кому-то другому. Самые частые и самые глупые столкновения с другими судами происходят из-за случайности, например, когда весь экипаж спустился в кают компанию чтобы пообедать, никто не наблюдает за морем. Классическая ситуация – одна лодка с экипажем на палубе пытается разойтись с другой, та не уступает, хотя должна по правилам, первая лодка уворачивается от столкновения, при сближении оказывается, что на второй лодке вообще никого нет на палубе, яхта идет на автопилоте. No comments.
  2. В сильный ветер с волной. Ни скорость реакции, ни мощность привода штатных автопилотов не рассчитаны на управление лодкой в условиях, когда ее активно уводит с курса. Особенно это касается движения под парусом — в этом случае, даже при явной необходимости, включать автопилот можно только на непродолжительное время и только предварительно убедившись, что он нормально удерживает лодку на курсе.

Категорически запрещено

  1. Включать автопилот во время движения под парусами на полных курсах, особенно – в сильный ветер и с большой волной. Автопилот не умеет обруливать волны и сможет уберечь вас от брочинга, вызванного забросом кормы волной. Автопилот работает с задержкой и может не успеть предотвратить непроизвольный поворот фордевинд из-за смены направления ветра, поворота на волне.
  2. Включать автопилот, когда вы идете вахтами, из-за усталости рулевого. В обязательном порядке – смена ролями со шкотовым, так как, иначе, высок риск уснуть всей вахтой в кокпите и проспать столкновение с другим судном или берегом.

Для условия круиза автопилот используется только для движения по спокойной воде без волн при наличии на палубе экипажа, который следит за окружающей обстановкой. По всех остальных ситуациях – только для профи и только по необходимости.