Советы тем, кто только начинает заниматься яхтингом
Только начинаете заниматься яхтингом? Ниже мы приводим несколько советов, которые позволят вам получить удовольствие от процесса и уберечься от неприятностей.
Выбирайте для тренировок спокойную акваторию с малым количеством судов. Слабый ветер позволит вам спокойно разобраться с тем, как работают паруса, а отсутствие траффика позволит избежать стрессов и лишнего напряжения, которое может помешать учебе. Фактически, обучение управлению яхтой можно сравнить с обучением вождению автомобиля. Здесь так же есть часть, относящаяся к управлению и часть, посвященная взаимодействию с другими участниками движения. Очень эффективным является предварительное изучение всех правил «дорожного движения», так как будучи на берегу вы можете спокойно во всем разобраться и не тратить время и нервы на это будучи на воде. После того, как правила выучены, расхождение с редко встречающимися судами уже не будет представлять проблему. Идти же в акватории с высоким траффиком, в которых вокруг вас одновременно находятся несколько десятков судов, имеет смысл только когда применение всех базовых правил станет для вас автоматическим.
Начинайте с небольших лодок. Управлять 30-ти футовым круизером намного легче, чем 40 и те более, чем 50. Маленькая лодка более отзывчива в управлении, на ней проще швартоваться, все снасти тоньше и легче. За счет того, что вес лодки и площадь парусов меньше, для управления требуется меньшее количество людей. Постепенно, с ростом мастерства, вы сможете брать лодки большего размера и ходить в более сложных погодных условиях.
Соблюдайте базовые правила безопасности. Они включают в себя: связь, состояние лодки, состояние команды и правила поведения на борту. Вы должны иметь рабочую VHF-рацию и уметь ею пользоваться (этому учат на специальных курсах, по окончании которых вы получаете сертификат VHF-оператора), ваша лодка должна быть подготовлена к плаванию и иметь работоспособные навигационные приборы. Ваша команда должна состоять из адекватных людей, серьезно относящихся к плаванию и готовых беспрекословно выполнять команды капитана. Во время плавания нужно соблюдать стандартные меры безопасности типа использования спасательных жилетов в сильный ветер и тому подобных.
Тщательно планируйте свой маршрут, изучайте особенности приливов, если плавание будет проходить в приливной зоне и обязательно изучайте прогноз погоды перед каждым выходом в море. Также, следует внимательно относиться к планированию запасов еды и воды. В условиях недальних круизных походов от голода конечно никто не умрет, но остаться внезапно без пресной воды на несколько часов тоже бывает довольно неприятно. Также, важно учитывать, что в месте, куда вы идете, запасы возможно не удастся пополнить. Банальные причины — марина переполнена, вы можете встать только на якорь, а резиновой лодки у вас нет; у местных жителей в этот день всенародный праздник и все магазины закрыты; и так далее. Даже если в жизни вы предпочитаете неожиданности и умеете извлекать пользу из непредвиденных ситуаций, в море такой подход использовать нельзя. Экосистема, состоящая из ветра, волн, вашей лодки и других судов и так очень динамична, скучать на яхте не приходится.
Во время плаваний старайтесь как можно больше работать с парусами. Никакие пособия или курсы не заменят опыта, получаемого в процессе настройки парусов. Чем лучше вы будете это уметь, тем быстрее вы будете передвигаться и тем лучше вы сможете решать нестандартные ситуации, возникающие из-за поломок оборудования, погодных условий или действий вашего экипажа.
Помните о гике. Гик — это горизонтально отходящая от мачты балка, за которую крепится нижняя часть основного паруса (грота). Когда грот при поворотах перемещается с одного борта лодки на другой, гик может с большой скоростью пролетать над палубой. Пренебрежение этим фактом приводит как минимум к ударам по голове, как максимум — к выпадению за борт. Поэтому, всегда, когда находитесь на палубе в опасной зоне и на опасном курсе (бакштаг, фордевинд), помните о гике. На современных лодках вероятность удара гиком невелика, так как он чаще всего расположен выше уровня голов людей, находящихся в кокпите, тем не менее, забывать про эту опасность не нужно.
Выучите морскую терминологию, если вы идете в роли матроса, и правила навигации, если вы идете в роли шкипера или рулевого. Все элементы на яхте имеют свои специфические названия, которые используются для коммуникации между членами команды во время движения. Поэтому, для участия в управлении яхтой, даже если это участие сводится к помощи при швартовке, вам нужно хорошо ориентироваться в базовой терминологии. Набор терминов для помощи при швартовке: багор, муринг, швартов, нос, корма, кранец, утка, клюс, заводить, травить, выбирать, одерживать.
Но самое главное — это конечно практика. Ходите как можно больше, участвуйте в управлении, задавайте вопросы, думайте как вы сами решили бы ту или иную ситуацию. Читайте доступные пособия и общайтесь с более опытными яхтсменами. Удачи!