Корма (aft, stern) — задняя часть лодки. Лодка = яхта, вне зависимости от размера, и в дальнейшем мы чаще всего будем использовать это слово.
Нос (bow) — передняя часть лодки. Понятия «нос» и «корма» используются как для обозначения позиций на лодке: «пойти на нос» — человек идет на носовую часть яхты, «находиться на корме», так и для определения объектов за пределами лодки: «пройти по корме», то есть пройти за судном; «прямо по носу» — находящийся на линии прямо перед судном.
По левому борту (port) — сторона яхты, расположенная по левую руку, если смотреть с кормы на нос.
По правому борту (starbord) — сторона яхты, расположенная по правую руку, если смотреть с кормы на нос. В английском языке для обозначения левого и правого бортов используются разные слова, не связанные с лево-право. Во-первых, это исключает путаницу, так как в отличие от машины, где водитель расположен фиксированно относительно направления движения, на яхте человек может стоять как угодно — лицом вперед, назад, вверх и вниз :). Во-вторых, у такого обозначения есть исторические корни. Раньше, в связи со специфическим устройством, корабли все время причаливали левым бортом, поэтому он назван Port. Современные яхты не имеют таких ограничений, но названия все равно сохранились.
Под ветром, подветренная сторона (leeward, lee) — направление противоположное тому, откуда дует ветер. Подробнее термин описан в следующем пункте.
На ветре, наветренная сторона (windward) — направление, откуда дует ветер. Оба термина — подветренный, наветренный чаще всего используются для обозначения сторон или объектов относительно ветра. Например, возьмем яхту, идущую перпендикулярно ветру, то есть ветер дует вбок. Борт, со стороны которого (на который) дует ветер — наветренный (он находится на ветре), противоположный — подветренный (он под ветром). Аналогично, можно сравнить две яхты в море. Та, которая находится в стороне, откуда дует ветер — наветренная, которая находится с другой стороны — подветренная. Также, очень часто используются выражения выше по ветру и ниже по ветру. Вопрос подробнее описан здесь, в данном же примере первая яхта (наветренная) будет выше по ветру, вторая (подветренная) — ниже.
Гик (boom) — горизонтальная балка, крепящаяся к мачте и удерживающая нижнюю часть основного паруса (грота). Большинство настроек грота выполняется с помощью изменения положения гика. Для управления гиком используются гика-шкот, топенант, оттяжка гика, погон гика.
Руль (rudder), а точнее — перо руля. Плавник, изготовленный из дерева, стекловолокна или металла, расположенный под водой в задней части яхты. Используется для управления курсом судна. Вторая часть руля — та, с которой взаимодействует рулевой, может быть выполнена в виде штурвала (колесо, соединенное с пером руля с помощью системы шестеренок), или румпеля (рычаг, напрямую соединенный с пером руля). Румпели устанавливаются на небольшие лодки, до 8-10 метров длиной, а также — на спортивные лодки большего размера. Это обусловлено тем, что управление с помощью румпеля более острое, что позволяет быстрее и точнее выполнять маневры.
Оверштаг (tacking) — один из двух основных поворотов на яхте, при котором линия ветра пересекается носом. Линией ветра назвается направление, откуда дует ветер. Поворот оверштаг — более безопасный из двух и может выполняться даже в очень сильный ветер. Это вызвано тем, что при оверштаге гик очень незначительно перемещается над палубой с обного борта на другой.
Фордевинд (jibing) — второй тип поворота, при котором линия ветра пересекается кормой. При повороте фордевинд гик перелетает над палубой на очень большое расстояние с большой скорость, поэтому фордевинг не рекомендуется делать при сильном ветре. Также, важным моментом является то, что при повороте фордевинд, лодка теряет высоту относительно ветра, «спускается по ветру», тогда как при повороте оверштаг — наоборот набирает высоту. Выбор того или другого поворота производится в зависимости от конкретной задачи и условий плавания.
Давайте знакомиться
Идентифицируйте себя и получите доступ к информации "для своих".