«Сидеть на носу яхты, идущей по фьорду со скоростью 7 узлов…»
Менеджер IT-проектов Алексей Гончаров, побывавший в яхтенном путешествии по Норвегии с командой Storm crew, рассказывает о красотах и достопримечательностях этой северной страны. А также о норвежских ценах, норвежских барах, норвежских девушках и ещё о многом другом.
0. Делать там (в смысле узкоштанного туризма по культурным кластерам и прочим местам силы) совершенно нечего. Осло, например, — маленький такой пятачок, два дня на него вполне достаточно. Прошел по Карл-Йохансгате от вокзала до королевского дворца, залез на Оперный театр и заинстаграмил Осло-фьорд, погулял по замку Аркешус (скучный, кстати, можно время не тратить), добрался до парка скульптур Вигеланда (а вот это обязательно — пространство невиданной мощи), сходил в Национальную галерею посмотреть на мунковский «Крик», пошарился по восточной части (там джентрификация полным ходом, панковские сквоты, арт-пространства и кабаки для местной богемы), бухнул в метал-пабе — ну и какбе все, вопрос с Осло закрыт. И да, очень важно оказаться там с пятницы на субботу, об этом ниже.
1. Норвегия — это, конечно, про море, фьорды, горы, леса, озера и все такое прочее. Ходить, лазить, карабкаться, кататься, спускаться, плавать, смотреть, дышать, дышать глубже. И на каждом шагу ронять нижнюю челюсть — господи, как же там красиво! Туда надо за этим. И, определенно, стоит.
Мы были на самом севере (фюльке Тромс и Нурланн) — это за полярным кругом. Народу там примерно по 6 человек на квадратный километр, никакой хозяйственной деятельности, кроме рыболовства, никогда не велось, на городских газонах растет брусника с черникой, а на обочинах перед домами — подберезовики. Короче, все вокруг — визуализация слова «экология», воздух там даже в городах такой, что хочется его резать ножом, класть на бутерброд и есть, рыдая от счастья. Но на юге и на западе, говорят, тоже неплохо.
2. Пройти по фьордам на яхте — это, безусловно, лучший способ путешествия по Норвегии. Во всяком случае, летом. И, наверное, самый доступный способ провести там время (не считая, конечно, вообще экстрима с палатками, рафтингом и прочей жестью).
3. То есть да, в Норвегии — очень дорого. Я бы сказал, обескураживающе пиздец как дорого. Нет, я-то, по понятным причинам в последнее время нищебро и все такое — но судите сами. Одна норвежская крона (NOK) стоит 5,5 рублей. Аэроэкспресс из аэропорта до Центральной Станции — 170 NOK (45 км он идет 19 минут с одной остановкой — и страшно форсится лютым маркетингом на каждом квадратном метре аэропорта и вокзала; причем обычные поезда идут 23 минуты за 90 NOK — прямо якунинский почерк как будто, чувствуете?) Поесть в Осло (да где угодно, на самом деле, даже в самом зажопинском заполярном городке) меньше, чем за 100 NOK невозможно. «Поесть» — в смысле перекусить какой-нибудь уличной еды шаурмячной или что-то в этом духе. Поесть прилично — 200+ NOK. Бокал пива — от 70 NOK (местного, условный «Гинесс» уже примерно на треть дороже). Шоты примерно по столько же, лонги — от 80. Пачка «Лаки Страйка» — 110 NOK. Короче, при мысли о покупке чего бы то ни было в кошельке случается спазм и сразу хочется убежать в леса.
4. Здесь действительно, совершенно точно можно полностью обойтись без кэша — карточки принимают везде в буквальном смысле. Более продвинутой в этом смысле инфраструктуры я не видел никогда (вообще, расхожее мнение, что Европа поголовно кардифицирована — это немножко миф, на самом деле). А в Норвегии они каким-то образом научились делать так, что мелкие суммы в точках продаж снимаются с чипованной карты (!) без ввода пин-кода. У нас в отеле в Осло стоял, например, такой кофейный аппарат — с карточной машинкой, которая с чипом работала по принципу «сунь-вынь». Причем мой карточный счет, судя по СМС, от этого страшно корежило, но деньги списывались правильно и без пина. (Это как вообще такое возможно, кстати?)
…Хотя нет, соврал. В марине города Филснесс на одной из ночевок был душ, который давал горячую воду в течение 5 минут только в обмен на монетку в 20 крон. С другой стороны, город Филснесс мы полностью обошли за полчаса. И не нашли там ни одного бара.
5. Кстати, о барах. Норвежцы, как выяснилось, очень любят бухать. Причем настолько сильно, что в магазинах не продают алкоголь крепче 5%, не продают никакой алкоголь в субботу после 6 вечера и в воскресенье целый день. Крепкое продается в специальных «винных монополиях», которых даже на Осло, по-моему, несколько штук (ну и по диким ценам, конечно же). Хочешь бухать — иди в кабак.
6. А кабаков много — и обычно они работают до 2-3 ночи, а то и позже. И ребята, вот честное слово, центр Осло в ночь с пятницы на субботу — это настоящее жарево, это угар общегородского масштаба до рассвета, я такого вообще нигде не видел. Кузнецкий мост в 3.00 PM в ночь на субботу по сравнению Карл-Йохансгате в полпятого утра — это примерно как Брюгге после заката на фоне Амстердама в разгар Оранжевого дня. Реально: толпы, крики, чад кутежа, местами мордобой, все вповалку, кабаки забиты, никто и не думает тормозить, из гей-бара на всю улицу валит лютый тяжеляк (внутри перформит некая метал-группа), через перекресток в пабе Dublin все отплясывают под Whiskey In The Jar на скрипке в исполнении расового ирландца, на соседней улице негритянская хасл-пати под рэпчик, барыги сами подходят и предлагают, на каждом перекрестке стоят по три африканских проститутки. Огонек!
7. Хочешь понравиться норвежцу — скажи гадость про шведа.
8. Норвежский язык — не такой уж и страшный, как мне всегда представлялось. Ну, если буквы читать: на уровне городской навигации и всего такого прочего все понятно интуитивно, из английского. На слух — вот удивительно, но меня два первых дня все время дергало от того, что мне казалось, будто все вокруг говорят по-русски, а я почему-то не понимаю слов. Что-то неуловимо похожее даже не на интонационном, а на каком-то тоническом уровне. (Тут не настаиваю, это может быть мой личный глюк). И да, я так и не понял, что за звук обозначает буква ø.
При этом у норвежцев явный комплекс по поводу собственного языка: они страшно переживают из-за того, что он сложный, некрасивый, мало распространен и явно не великий. В первый же ночер у входа в кабак нетрезвая девочка со звенящей горечью в голосе спрашивала у меня, знаю ли я хоть одно норвежское слово. «Никто не знает!» — страшно расстраивалась она. Мне, конечно, ничего кроме «Burzum» в голову не приходило.
(Тем не менее, как выяснилось позже: «крик» по-норвежски — «skrik», «апельсин» — «appelsin», «огурец» — «agurk», «свинина» — «svin», «вкус» — «smak», «рюкзак» — «ruggsekk», «квадрат» — «kvadrat» ну и так далее).
9. Норвежские барышни в целом симпатичней, например, голландок, но за роскошными нордическими блонди вам явно не сюда.
10. Сидеть на солнышке на носу яхты, идущей по фьорду со скоростью 7 узлов, пить из термокружки чай с лимоном и коньяком и глазеть на горы вокруг — это, пацаны, очень даже счастье.