Отправляемся в круиз
Чтобы ожидания от яхтинга вас не обманули, стоит выбрать подходящий для вас формат яхтенного приключения.
В первом приближении их можно разделить на три основных: круизы, учебные походы, гонки. Отметим, что деление является довольно условным и зачастую происходит смешение этих форматов.
На мой взгляд, самый подходящий формат для начинающих яхтсменов – круизы. Продолжительность круиза может быть любой, хотя наиболее популярны сроки, кратные неделе.
Дистанция, преодолеваемая ежедневно – от 10 до 30 морских миль, как правило, в течение светлого времени суток. Это означает, что экипаж находится в море от двух до восьми часов. В зависимости от сезона и региона круиза, его насыщенности яхтенной инфраструктурой, ночевки происходят в портах либо на якорных стоянках.
В любом случае, выбор вариантов стоянки остается за шкипером и экипажем.
Но при подготовке к круизу стоит уделить этому пункту самое пристальное внимание, так как возможность интересной береговой программы по вечерам и полноценного отдыха по ночам радикально влияет на удовольствие от морского приключения.
Изучите регион предполагаемого похода с помощью лоций (waters pilots), специализированных форумов в интернете, по отзывам друзей и знакомых, уже там побывавших. Чем гуще расположены вдоль побережья яхтенные порты, чем более изрезана береговая линия бухтами, удобными для стоянки и предоставляющими защиту от открытого моря — тем лучше.
Круиз может совершаться как одиночное плавание яхты, либо в формате флотилии, когда несколько экипажей идут по одному маршруту большой дружной компанией.
Флотилии часто организуются яхтенными школами для своих выпускников как первый шанс выступить в роли самостоятельного капитана, но иметь при этом моральную, консультационную и прочую поддержку со стороны флагманской яхты флотилии, на борту которой присутствуют более опытные моряки и инструктора.
Формирование экипажа для круиза
Тут возможны два подхода: либо это большая семья (компания друзей), либо сборный экипаж.
Дети практически любого возраста на борту в круизе очень даже приветствуются. Как правило, они довольно легко переносят те небольшие неудобства, которые могут быть сопряжены с яхтингом, для них все это с лихвой окупается романтикой и красотой моря, новизной и яркостью ощущений.
Сборный экипаж – с одной стороны рулетка, ведь заранее неизвестно, кто попадется вам в попутчики, и как сложатся ваши взаимоотношения. А они в любом случае как-то сложатся, так как провести даже всего одну неделю на борту яхты в ограниченном пространстве – это своего рода испытание.
Но хорошая новость заключается в том, что ваши шансы на выигрыш в этой рулетке несоизмеримо выше, чем в казино. Сам яхтинг как вид активности является мощным фильтром, через который проникают только интересные, состоявшиеся, открытые и дружелюбные люди. Исключения, конечно, же случаются, но они исчезающе редки.
Особых морских квалификаций от круизного экипажа не требуется – как правило, достаточно опытного шкипера. Если есть еще и старший помощник, обладающий яхтенным опытом – вообще замечательно. Остальные могут приобщаться к завораживающему процессу управления судном по мере возникновения желания.
Единственное, что стоит учесть – обслуживающего персонала на борту, как правило, нет. Поэтому все общехозяйственные функции (регулярная уборка, готовка, мытье посуды и т.д.) выполняются силами самого экипажа.
При правильном психологическом климате в экипаже это не порождает конфликтов, но стоит учитывать, что на вас будет возложена часть этих обязанностей и быть готовым к их выполнению.
Стоимость круиза
Стоимость такого путешествия зависит от множества факторов: сезона, размера и возраста лодки, привлекаете вы профессионального шкипера или управляете лодкой самостоятельно (для этого у вас должна быть лицензия на право управления судном).
Полная стоимость для одного путешественника складывается из стоимости визы, авиаперелета и трансфера к месту начала путешествия и обратно, стоимости собственно чартера лодки с капитаном или без (300-1000 евро в неделю), взноса в судовую кассу (расходы на питание на борту, топливо, стоянки – 100-200 евро) и береговых расходов, предел которых ограничен только вашей фантазией и размером кредитной карты.
В любом случае, круиз на яхте — формат отдыха, вполне сравнимый по цене с более традиционным отельным отдыхом, и имеющим массу преимуществ перед последним.
Правда, стоит учитывать, что яхтинг при этом в бытовом – некий микс похода в лес и пионерского лагеря, только вместо леса – море.
Если для вас принципиальное значение имеет подобострастный взгляд швейцара пятизвездочного отеля, то может быть, стоит в отеле и остаться, либо попробовать арендовать моторное судно с экипажем и обслуживающим персоналом.
Но это другие деньги и другая история.