+7 (499) 709-7245
Мы рекомендуем

Игорь Распопов (M.A.R.C.): «Яхтинг – это серьёзное развлечение!»

Предлагаем вашему вниманию интервью с Игорем Распоповым (он же Gorazio Nelson) — основателем и владельцем клуба любителей регат и яхтенной школы M.A.R.C. 

goracio

Storm crew: Игорь, расскажите сначала о себе. Сколько вам лет и сколько из них прошли под парусом? Как вы стали яхтсменом?

Игорь Распопов: Отвечу с конца. Под парусами я девять лет из моих 43-х. Много или это или мало? На самом деле, это зависит не от формального количества самих лет, а от пройденных за это время миль, количества выполненных маневров, швартовок и стартов.

Родился и вырос я не на море, но к парусным яхтам тянуло с детства. «Книга будущих капитанов» была моей первой осознанной покупкой в книжном магазине в 14 лет. Непреодолимое желание добраться-таки с гор к морю и кораблям, в 8-м классе вылилось в попытку поступления в Нахимовское училище. Спасибо дедушке, что не пустил! (улыбается). Зато моё стремление переросло в желание служить в морской пехоте, о чем я написал в первой анкете в школе и в результате попал-таки туда. Я — старший сержант запаса дивизии морской пехоты Тихоокеанского флота.

На восточном побережье страны я прошёл прекрасную школу жизни. Однажды увидел там белый парус в бухте на лазурной воде и опять-таки понял, что мне нужно под паруса. После службы — «перестройка-перестрелка», бурные 90-е, бизнес разный, веселый и сложный. В конце концов, однажды, сидя перед компьютером и разбирая отчеты своей компании, я вдруг подумал: почему я всё ещё не под парусом? Нашел одну из немногочисленных тогда парусных школ в Москве, прошел курс обучения и бесстрашно вышел в море, а точнее в голландские каналы. Быстро понял, что «я знаю, что ничего не знаю», и мало что умею, но всё равно был в восторге, ведь детская мечта начала сбываться!

Потом учёба, учёба и ещё раз учёба, много практики. Понимание яхтенного мира и своего места в нем пришло далеко не сразу. И теперь, общаясь со своими учениками, я стараюсь рассказать им максимально честно и открыто о всех аспектах и направлениях яхтинга — это то, чего не хватало когда-то в моём обучении.

Тяга к морю и парусам дополнялась желанием жить у моря в красивом месте с комфортным климатом и вкусной едой. Так я попал в Италию, объехав до этого полмира в поисках своей земли. И вот теперь я живу здесь уже 5-й год и приглашаю всех разделить со мной радость погружения в мир яхтинга в одной из старейших морских держав, в самых красивых акваториях Италии и центрального Средиземноморья!

2

Что такое яхтинг для вас? И какой вы яхтинг предлагаете клиентам?

Яхтинг для меня – это отдельный многогранный мир, со своими законами, принципами и особенностями. Здесь каждый может найти свое место. Одним ближе расслабленные круизы по красивым бухтам и ночные якорные стоянки под звёздным небом. Другим хочется пересекать океаны и бороться со стихией. Кто-то ищет адреналина и азарта парусных гонок — этих «шахмат на воде» где мысли и действия сливаются в скоротечной неистовой гармонии, команда и яхта становятся одним целым и на счету каждое мгновение.

Я предлагаю людям попробовать этот мир с разных сторон. В моём клубе вы можете сначала присоединиться к обычному походу под парусами, чтобы впервые почувствовать себя на яхте. Если же вы смелы и хотите сразу в «пекло», то вам прямая дорога в регату. Перед гонками мы тренируемся несколько дней, это позволяет новичку познакомиться с яхтой, войти в регатный ритм . В гонках вы увидите и ощутите то, что очень сложно передать словами и сразу поймете, почему яхтингом заболеваешь сразу и навсегда!

Кроме участия в регатах, M.A.R.C. обучает также управлению яхтой. Обучение в моей школе 3-х ступенчатое. Вы можете пройти первый уровень компетенции и сконцентрироваться потом на оттачивании регатного мастерства, или пройти все три уровня и получить международные права шкипера парусной яхты, после чего отправляться в самостоятельные походы.

1

Почему M.A.R.C. – это Клуб любителей регат, а не просто яхт- клуб?

M.A.R.C. — переводится и расшифровывается как «Средиземноморский клуб любителей регат» (Mediterranean Amateur Regatta Club). Почему «клуб любителей»? Во-первых потому, что любитель, желающий поучаствовать в регатах мирового уровня — всегда желанный гость в моем клубе. Конечно, при этом мы работаем и с профессиональными гонщиками. А во-вторых, мне лично очень нравятся парусные гонки! В них концентрируется умение, воля в победе, знания и способность понимать других с полуслова. Поэтому я и решил заняться именно регатами, через которые даже новичок сразу погружается в самую суть яхтинга и может быстро себя в нём найти.

Средиземноморский — это совсем просто: я живу в Италии, отлично знаю местный флот и акватории и точно знаю, куда и как интересно пойти в регату. Научиться ходить под парусами можно в разных местах, но участвовать таких известных регатах, как Tropheo Academia Navale, Giraglia Rolex Cup или Regatta Pirelli можно только здесь.

St Tropez, 22/06/11 Giraglia Rolex Cup 2011 Esimit Europa 2 Photo: (C) Luca Butto'

С какими мифами о яхтинге и o регатах вам приходится сталкиваться в своей работе?

Миф №1: «Яхтинг — это очень дорого». Возможно, в начале XIX в. яхтинг действительно был аристократическим хобби, недоступным простым людям. Но после Второй мировой технологическая революция в производстве яхт и стеклопластика сделала парусный спорт одним из самых популярных увлечений в мире. Массовое производство яхт среднего размера для чартера (сдачи в аренду) и возможность присоединиться к экипажу, который делит все расходы между собой, позволяют желающим тратить на приключение под парусами от 1000 до 2500€ в неделю, что вполне сопоставимо с обычным отдыхом в отеле. Но формат и впечатления не идут ни в какое сравнение! Выбирая яхтинг, вы выбираете полёт в «космос моря и парусов».

Миф №2: «Регаты — это только для профессионалов». Ничего подобного! Регаты – для всех, кто любит сражаться, кому не чужд азарт и кто готов выкладываться по полной! Двери мировых регат открыты для всех, вне зависимости от опыта. Конечно, работа в профессиональной команде, работа на победу — это искусство, оттачиваемое в долгих тренировках. Но ощущение мирового праздника спорта доступно даже новичкам. Навыки и знания профессионального шкипера-гонщика позволяют даже за один день тренировок сделать из новичков начинающую команду! Дальше – больше: команда и ее участники могут расти профессионально и вместе с их ростом обязательно будут улучшаться результаты.

Хороший пример — всемирно известная гонка Giraglia Rolex Cup. Три года назад, будучи одной из первых российских команд на этой знаковой регате, мы не смогли ее закончить. Зато в 2013 г. четыре команды нашего клуба показали отличные результаты: 9-е,11-е и 33-е места в дивизионе из 61 яхты со всего мира! Вывод: Не боги горшки обжигают! В яхтинге путь к пьедесталу открыт каждому.

Миф №3: «Яхтинг — скучное загорание на палубе, как на картинках в журналах». На самом деле, в яхтинге есть гармония мега-релакса и мега-напряжения! Парусный спорт – это серьезная физическая и умственная нагрузка. Она приятна, но к ней нужно быть готовым! В гонке от каждого ждут быстрой и четкой работы на своей позиции, что при сильном ветре требует и силы и выносливости. Но именно это напряжение приносит по окончании гонки такую радость! А также наслаждение от ныряния в бассейн, кружки холодного пива и от горячего душа (улыбается). Гораздо приятнее растянуться на пляже после гонки, чем просто так лежать на нем 10 дней подряд. Конечно, это дело вкуса, но не попробовав регатный яхтинг, ты так и не поймешь, что это значит — «мега-релакс, после мега-напряжения».

4

Чем на ваш взгляд отличается европейский/американский яхтинг от российского?

Во-первых и в-главных – массовостью и возможностями! В маринах Европы и Америки десятки и сотни тысяч яхт. Дети с самых ранних лет ходят под парусами. У них для этого есть всё! Нужно только захотеть, всегда под боком есть парусный клуб или школа, оснащенная яхтами, учебными классами и всем необходимым.

Многие нации мира – это люди моря в полном смысле этого слова. Италия, Франция, Испания, Великобритания, Дания, Германия, Голландия, США – все эти страны имеют богатейшую морскую историю и традиции, которые поддерживаются из поколение в поколение многие сотни лет. И это дает свои плоды.

И ещё, не могу не отметить открытость и радушие яхтсменов всего мира. Попадая в любое яхтенное сообщество за рубежом, ты понимаешь, что тебе в нем рады и готовы поделится своими знаниями легко и с удовольствием! Я могу привести много примеров настоящей морской взаимовыручки, с которой я лично не раз сталкивался. И тем более, могу долго рассказывать о пользе общения после регаты и о том, как обстоятельно отвечают яхтсмены на твои «глупые» вопросы, о том, что, когда и как вы тянули сегодня и в какую сторону и почему пошли! Больше людей и яхт на воде и меньше пафоса, на мой взгляд, будут очень полезны российскому яхтингу.

6

В чём особенности обучения яхтингу в школе M.A.R.C.?

Мы не изобретаем велосипед, но и не пытаемся обучить на капитана парусной яхты за одну неделю. Я всегда выступаю за качество и за то, чтобы человек называя себя Капитаном, действительно имел на это право. Популярные в народе «недельные» курсы шкиперов — на мой взгляд, некачественный товар, так как за неделю человек не может стать капитаном. Если только он, конечно, не занимается один на один с инструктором, не стоит в день по 4 часа за штурвалом, не работает по 4 часа с парусами, не швартуется по 10 раз в день и не проходит по 50 миль в море. Но в группе из 5-6 курсантов такой режим невозможен в принципе!

Мы обучаем по программам IYT – международной канадской парусной школы, которая разрешает своим аффилированным школам проводить обучение на родном языке курсантов. Обучение у нас трёхступенчатое:

  1. International Competent Crew (Компетентный член экипажа парусной яхты),
  2. Flotilia Skipper (Шкипер в составе флотилии),
  3. Bareboat Skipper (Самостоятельный Шкипер). Вместе с первым сертификатом курсант получает сертификат VHF radio operator (Оператор УКВ радиосвязи).

По мере прохождения уровней, каждый из разделов изучается глубже и основательней. Курсант нашей школы должен самостоятельно выйти не менее 3-х раз в море и пройти до сдачи экзамена на Шкипера не менее 200 морских миль (nm), отстоять не менее 10 часов самостоятельных ночных вахт и сдать теоретические и практические экзамены.

Удобство обучения в школе M.A.R.C. в том, что:

  • У нас не нужно проходить отдельный теоретический курс и платить за него. Обучение теории проходит утром и вечером в период тренировок на воде. Ряд зачетов мы можем принимать онлайн. Экзамены и зачеты проводятся по итогам изучения разделов прямо на борту яхты.
  • Первый уровень обучения на Компетентного члена экипажа можно пройти, участвуя в регате в составе команды M.A.R.C.
  • Мы учим на спортивных яхтах Х35, J80, Dolphin 81 и на гоночном круизере Grand Soleil 45, полностью оснащенных парусами и такелажем. Так что курсанты по ходу обучения пробуют разные типы яхт, паруса и оснастку, что дает им возможность быстрее определиться с выбором своего дальнейшего пути в яхтинге.
  • Несение спинакера входит в базовое обучение, что нехарактерно для других школ.
  • Мы учим в разных акваториях: на море и на озере Гарда, что позволяет понять особенности разной воды и к тому же попутешествовать по интересным местам.
  • Обучаться можно поэтапно, с разбивкой по времени. Это позволяет гибко планировать программу, разбивая её на части в соответствии с расписанием работы/отпусков.
  • Мы обучаем экипажи от 2-х до 5 человек. Наличие яхт разного размера и круглогодичный сезон позволяют нам предлагать гибкий индивидуальный план обучения, на зависящий от размера группы.
  • Одним словом наше обучение – это настоящее приключение под парусами!

7

Каковы ваши планы на будущее?

Я рад тому, что мой клуб открывает любителям моря и парусов мир международного яхтинга и планирую в будущем продолжать активно участвовать клубным флотом в знаковых регатах Италии. Также будем продолжать развивать зимний календарь. Мой генеральный план для гостей и членов клуба: с апреля по октябрь – Италия и центральное Средиземноморье, с ноября по март – США и Карибы. В направлении регат мы будем продолжать гоняться как в открытых классах IRC, ORC на X-35, Grand Soleil 45, так и в классах монотипов J/80, Dolphin 81 и Melges 20. C осени 2013 года на озере Гарда начнет функционировать наша матч-рейс школа, в которой новички смогут научится самому динамичному формату парусных гонок – дуэли один на один. С нами интересно, эффективно и удобно, ведь не даром наш девиз: «Яхтинг – это серьёзное развлечение»!