Памятка начинающему шкиперу
Если вы недавно получили шкиперские корочки и собираетесь в свое первое путешествие, следование этим советам поможет вам сэкономить нервы и депозит, а главное — сделает поездку более безопасной.
Швартовки
На швартовках никогда не разрешайте никому из команды прыгать на пирс с большого расстояния. Только шаг на комфортной дистанции, когда исключено падение за борт в промежуток между яхтой и причалом.
Матрос со свободным кранцем в руках на борту во время швартовки в сто раз эффективнее, чем пятеро без кранца, пытающиеся оттолкнуться руками. И в тысячу раз безопаснее.
Входите в незнакомые марины кормой против ветра. В таком положении лодка похожа на флажок, вращающийся вокруг кормы, вы легко контролируете ее положение, просто «вися» против ветра на заднем ходу, если что-то идет не так — даете передний, выходите, пробуете еще раз. Заход против ветра чреват тем, что лодку начнет стремительно разворачивать, забрасывая нос и вы ничего не сможете с этим сделать (подрулька не поможет).
Заранее разворачивайтесь кормой для захода на стояночное место, помните, что для остановки на переднем ходу, разворота и начала движения задним, нужно довольно много времени и места, поэтому лучше делать это заранее.
По двум предыдущим пунктам может возникнуть противоречие — а что, если ветер попутный в марину, как лучше входить, носом или кормой? Ответ — входите в марину носом, соответственно, кормой против ветра. Если вам потребуется поворачивать и заходить в стояночное место где-то в начале-середине марины, вы просто пройдете чуть дальше, затем спокойно остановитесь кормой против ветра, наберете задний ход и войдете на свое место. Если же место будет в самом конце марины и пространства для разворота внутри будет мало, первый заход — ознакомительный, выходите, разворачиваетесь кормой внутрь марины, набираете ход и уже без остановок и ошибок идете на свое место.
Вставать к пирсу кормой с подветренной стороны (надеюсь, вы знаете, что это) лучше, чем с наветра. Вы просто спокойно подходите, вися против ветра на заднем ходу, потом крепите швартовы и повисаете на них, затем уже крепите муринги. Если есть возможность — выбирайте такой вариант.
Совсем очевидно, но все же: при швартовке кормой вначале всегда крепите наветренный швартов, как только это сделано, вы можете выкрутить руль в сторону откуда дует ветер, дать ход вперед и яхта перестанет сноситься под ветер, вы можете ее контролировать одним двигателем, в то время как матрос на носу крепит муринг. Важный совет из практики: швартовщики на берегу часто действуют по своим неведомым нам законам, поэтому, не выбрасывайте сразу два швартова — с высокой вероятностью они пойдут крепить подветренный (а вам нужно наоборот) — просто выбрасывайте вначале только один наветренный, а после того, как он закреплен, лодка выровнена, бросайте подветренный швартов. Инструктируйте про это команду, чтобы они не следовали указаниям человека на берегу, а делали так, как нужно вам, для безопасной и контролируемой швартовки.
Если встаете с наветра и ветер довольно сильный (больше 10 узлов), заходите чуть быстрее, чтобы у лодки был ход и нос не снесло на соседей.
Если ветер боковой, стоянка кормой к пирсу, и у пирса уже есть яхты, старайтесь встать так, чтобы сразу за вами с подветра была яхта, тогда вначале вы просто обопретесь не нее своими кранцами и сможете спокойно крепить швартовые и муринги. Если у вас с подветра будет пустой причал, а через несколько мест стоят яхты, то при сносе вы придете на них своим носом (там в такой ситуации должен оказаться матрос с кранцем в руках и вовремя проложить его в место контакта). Если это произошло, вы можете оттянуться на ветер или мурингом, что требует физической силы и быстрых действий матроса, либо двигателем на наветренном швартове, что требует только грамотного его заведения и работы с газом. Во втором случае не забудьте выворачивать руль на ветер, это важно, так как направляет реактивную струю от винта в нужном вам направлении, закручивая лодку на ветер.
Если ветер сильный, неопытный матрос не успеет быстро получить с берега и закрепить брошенный ему наветренный швартов, просите швартовщика на берегу вначале временно закрепить его просто на берегу (не важно как, главное быстро), чтобы вы могли дать передний ход и воровнять лодку, а затем, когда муринг закреплен, уже перевяжите швартов серьгой, закрепив ходовой конец у себе на утку.
При явных ошибках подрулька не поможет. Она не вытягивает нос лодки против ветра, если нос несет боковой ветер, подрулька только немного приостановит движение. Вообще не думайте об этом устройстве как об активном элементе управления, делайте все так, как будто ее нет, но держите включенной. Задействуйте ее, если вам будет не хватать пары десятков сантиметров для поворота, или если ваша траектория не достаточно красива. И не забывайте, что жать кнопку подрульки дольше 10-15 секунд чревато выключением предохранителя или вообще перегоранием, используйте импульсно, по нескольку секунд.
Отшвартовка
Учитывайте заброс кормы при повороте на переднем ходу. Выкручивая штурвал резко налево, помните, что корму забросит направо и там не должно быть лодки (и наоборот).
Если ветер боковой, используйте поворот на наветренном швартове, отдавайте его последним, после подветренного швартова и мурингов, довернитесь ходом вперед на ветер, отодвиньтесь таким образом от подветренной лодки и затем по возможности быстро выходите, чтобы вас не снесло на ее муринги.
Для того, чтобы более активно развернуть нос в узкой марине, используйте подрульку. Это один из немногих примеров, когда она может быть действительно полезна. Хотя в идеале вы должны уметь обойтись без нее:
- Если ветра нет: выходите под углом, места для носа не хватает, останавливаетесь давая задний, выкручиваете штурвал в сторону поворота, даете сильный импульс ходом вперед, корму забрасывает в обратную сторону и так разворачиваетесь на месте, после чего выходите.
- Если есть боковой и прижимной ветер, используете его для заброса носа, он сделает это эффективнее подрульки, после того, как нос заброшен, выходите, передним, или задним ходом, в зависимости от направления выхода.
- Если ветер отжимной, то есть вам в корму, это, пожалуй, самый сложный вариант, в нем вам оптимально воспользоваться помощью с соседней яхты, которая будет подветренной, когда вы выйдите в проход между пирсами. Задача — удержаться за нее своим швартовым, заложенным к вам на среднюю утку, чтобы вас не снесло на наветренные яхты, расположенные с другой стороны прохода. Как только вы обернулись вокруг подветренной яхты и вышли в проход, оттуда отдается ваш швартов, выходите на полном ходу (заранее проверьте, чтобы у вас по ходу никто не выходил одновременно с вами, пропускать времени не будет).
Приемка лодки
При приемке лодки предполагайте худшее, а не лучшее. Что ничего не работает и, что довольно неочевидно, ничего не подходит друг к другу. Предполагайте, что все сломано, проверяйте все детали, иначе они доставят неудобства в поездке — все светильники, ручки, гальюны, иллюминаторы. Вам говорят, что в рундуке есть полный запасной газовый баллон? Считайте, что его там нет, или он пустой. У вас есть блестящая новенькая рация — считайте, что она не работает, пока не проверили. Вам говорят, что лодка полностью заправлена? Сходите перед выходом на заправку, залейте дизеля до полного бака и сохраните чек, эту сумму чартерная компания обязана вам компенсировать.
Помимо парусов проверяйте веревки, иногда они бывают в еще худшем состоянии и могут рваться при сильной нагрузке.
Фиксируйте при приемке даже самые очевидные повреждения, не думайте, что из-за очевидности они считаются уже причиненными и не будут вменены вам чартерной компанией при приемке.
В начале приемки включите свет, холодильники и отключите лодку от береговой подзарядки — в течение нескольких часов, пока вы будете проверять все остальное, напряжение сервисной батарей не должно падать ниже 12 вольт, при начальном значении в 13 с чем-то. Так вы проверите аккумулятор, если он слишком быстро разряжается, смело требуйте заменить, иначе будете проводить все якорные стоянки с включенным двигателем для подзарядки.
Обязательно проверьте крепление киля, обычно в центре яхты под пайолой находятся крупные винты с гайками, залитые краской. По сколам этой краски чартерная компания определяет факт удара килем о мель. Если краска повреждена, имеет трещины, или там сочится вода — обязательно фиксируйте это и контролируйте дальше.
Под пайолами не должно быть воды, сказка про уборщиц, которые слишком активно мыли пол, не отменяет необходимость зафиксировать это. Попробуйте воду на вкус, если она соленая — это проблема, у вас течь, это нужно обязательно зафиксировать и проконтролировать в течение первого времени нахождения на лодке, например, в ночь, пока вы еще не вышли из домашней марины.
Узнайте, где находятся: запасной газовый баллон, предохранитель якорной лебедки, который выбивает при слишком сильной нагрузке, переключатели танков воды. Проверьте работу двигателя для тузика и изучите на нем все кнопочки, чтобы не пытаться потом завести с выключенной подачей топлива.
Проверьте работу якорной лебедки, выясните, сколько метров цепи, если ли на цепи разметка.
В целом, чем больше вы успеете проверить при приемке, тем лучше вы проведете последующие одну-две недели поездки.
Якорная стоянка
По возможности выдавайте цепь на максимальную длину. Классическим считается тройная глубина, то есть, при стоянке на 15 метрах, выдается 45. Однако, по опыту, намного лучше, если вы стоите на 10 и выдаете те же 40-50 метров. Помните, что яхту держит не столько якорь, сколько цепь, лежащая на дне и от ее длины напрямую зависит качество стоянки.
После того, как вы бросили якорь и выдали цепь на заднем ходу, включите задний ход на 1500-2000 оборотов и убедитесь по пеленгам, что яхта стоит на месте, а не идет назад. Если это так, якорь держит, все хорошо.
Не забывайте про возможное изменение ветра, при котором вас будет разворачивать вокруг точки, где брошен якорь. В идеале глубины должны позволять свободное вращение с радиусом, равным длине выданной цепи, без риска сесть на мель. Если глубина уменьшается слишком быстро, можно использовать способ с креплением кормы за берег — бросаете якорь, оттягиваетесь к берегу, отправляете матроса на тузике на берег со швартовым и крепите его за камни или крепкие деревья. Дополнительная страховка — дежурство на палубе во время якорной стоянки, особенно при наличии ветра. По отзывам чартерных компаний, наиболее частая причина посадки клиентами яхт на мель (и, как следствие, полное удержание депозита почти в 100% случаев) — именно небрежная постановка на якорь и отсутствие контроля: ветер меняется, лодку сносит на камни.
Прогнозирование
Всегда предполагайте худшее развитие событий и наличие препятствий. Речь не про тотальный пессимизм, а про разумное прогнозирование и предотвращение неприятностей. Входите в порт — ждите, что оттуда будет кто-то выходить навстречу (заходите так, чтобы видеть его и иметь возможность разойтись). Усиливается ветер — предполагайте, что паруса рифить будете долго, поэтому делайте это заранее. Подходите к причалу — предполагайте, что на берегу никого не будет, на берег придется сходить одному из членов команды, он должен быть готов, а не снимать фото и не пить чай внизу. Всегда старайтесь иметь запас — прочности, свободных людей, места и т.д., в неожиданных ситуациях это вам поможет. Расставляете на скользком столе бокалы с шампанским в штиль — предполагайте, что придет волна от парома и все слетит на пол.
И наконец. Не перенепрягайтесь, несмотря на все эти советы, вы все равно не сможете контролировать все происходящее на 100%. Помните, что самое важное — жизни и здоровье людей, если им ничего не угрожает, все остальное вторично и восполнимо.
Хорошей поездки!