Яхтенные регаты: спорт под парусом
Расслабленные круизы по-своему хороши, но для настоящих яхтсменов со спортивной «жилкой» в характере это слишком скучно. Настоящий адреналин, скорость и радость победы могут подарить только гонки, которые в мире парусов называются регатами. Бороться со стихией, выжимать максимум из лодки, чтобы прийти к финишу первым — вот что действительно увлекает. Неудивительно, что регаты проводятся по всему миру, в разных форматах и с участием яхтсменов разного уровня. Подробности — в нашем обзоре.
Любительские и профессиональные
В последние к яхтингу в развитых странах приобщается всё больше людей: парусный спорт становится доступнее, растёт и количество школ, выпускающих шкиперов. Соответственно множится и число любительских регат. Их уровень может быть разным: от достаточно серьёзного, с привлечением профессиональных шкиперов, до совсем развлекательных мероприятий, напоминающих скорее прогулки на яхте, участники которых иногда гоняются по простейшим маршрутам. Появляются даже такие интересные гибриды, как, например, «Танго-Регата» или «Холдем-Регата», в которых спортивная составляющая находится явно не на первом месте.
Вместе с тем, профессиональная лига по-прежнему никуда не делась. Яхтенный спорт высокого уровня остаётся одним из самых азартных и зрелищных видов соревнований, и привлекает всё больше инвестиций. Спонсорские деньги нужны, ведь помимо необходимости содержать профессиональную команду, владельцам клубов приходится вкладываться в разработку, изготовление и обслуживание гоночных яхт. Современные гоночные лодки, предназначенные для соревнования мирового уровня, по уровню технологий и оснащенности больше похожи на космические корабли, поэтому обходятся своим владельцам очень и очень недешёво.
Стоит отметить, что и содержание профессиональных регат обычно не исчерпывается только гонками: лучшие из них имеют обширную береговую программу с вечеринками, мастер-классами великих яхтсменов и даже выступлениями музыкантов.
Большие и маленькие
Также все регаты можно разделить по количеству участников, на крупные и более камерные. При словах «большая регата» первой приходит в голову гонка Cowes Week, проходящая в Англии в проливе Солент. В ней ежегодно участвует свыше 1000 яхт и около 8,5 тысяч яхтсменов из разных стран, а на берегу собирается до 100 тысяч зрителей. Зрелище это совершенно невероятное. Среди не столь именитых соревнований однозначно стоит отметить проходящую каждой осенью в Турции регату Marmaris Race Week. За последние годы мероприятие сильно выросло и собирает по нескольку сотен экипажей, в числе которых много команд из России.
Бывают и небольшие регаты — как правило, любительские, в которых соревнуется по 10 яхт, или даже меньше. В последнее время такие часто устраивают российские яхтсмены. Кто знает, возможно со временем некоторые из них тоже со временем вырастут в большие соревнования международного уровня?
Маршрутные и прибрежные
Маршрутные регаты — это гонки, проводимые по заранее определенному, обычно довольно протяженному маршруту. Например, между островами или городами. Длиться такая парусная гонка может от нескольких дней до нескольких недель. В маршрутных гонках наиболее важными являются ветровая стратегия и способность членов экипажа слаженно работать на протяжении длительного времени, выдерживая при этом серьёзные физические и психологические нагрузки. Фактически, такие гонки можно сравнить с марафоном, участники которого сами продумывают свой путь из точки А в точку Б и как следствие получают более или менее выигрышные условия.
Прибрежные гонки, в противоположность маршрутным — это своего рода спринт с тактической (а иногда и вполне настоящей, бок о бок) борьбой участников на дистанции. Победа в парусной регате такого типа определяется в первую очередь успешной тактикой, а также способностью команды выжимать яз яхты максимум скорости. Понятие ветровой стратегии в прибрежных гонках практически отсутствует, так как все участники находятся очень близко друг к другу и получают одинаковые ветровые условия. Тем не менее, скорость и направление ветра тоже нужно постоянно принимать в расчёт — например, одним из самых эффективных приёмов в таких гонках является блокировка и удержание соперника в ветровой тени от паруса вашей яхты.
Гандикап или монотип
Различие по этому признаку — основополагающее. В регатах с гандикапом могут участвовать яхты разных размеров, с разным парусным вооружением и, как следствие, разными характеристиками. Чтобы уравнять при этом шансы, используется гандикап — единая система учёта, чаще всего основанная на коэффициентах, на которые умножается фактическое время прохождения дистанции разными яхтами.
Например, если яхта прошла дистанцию за час, а ее коэффициент равен 1 ½, то в таблицу результатов её время внесут как полтора часа. Гандикап позволяет принимать к участию в регате яхты разных моделей, что почти полностью снимает ограничение по размеру флота: посоревноваться может каждый яхтсмен, предварительно произведя оценку гоночного коэффициента для своей яхты.
Монотипы — полностью идентичные яхты одной и той же модели, с идентичным парусным вооружением и набором опций. С одной стороны, это накладывает серьезное ограничение на размер флота, так как сложно найти в одном месте большое количество полностью одинаковых яхт (тем более, если они принадлежат разным владельцам). С другой стороны, гонки на монотипах на порядок азартнее и интереснее гандикапных, потому что все находятся в абсолютно одинаковых условиях и видят свое положение относительно соперников в реальном времени.
Великие регаты
Существуют регаты, названия которых вписаны в историю парусного спорта золотыми буквами. Принять в них участие мечтает каждый настоящий яхтсмен. Одна из них — это, конечно же, регата Fastnet Race, маршрут которой проложен между берегами Англии до Ирландии. Регата проводится раз в два года, начиная с 1925 г. и собирает сильнейшие экипажи. Отличительной особенностью этой гонки являются непредсказуемые погодные условия, ожидающие участников на дистанции — Кельтское море славится своим сложным характером.
Ещё одна яхт-регата похожего плана проводится на другой стороне земного шара, в Австралии — это Sydney Hobart Race. Участие в ней также по праву считается среди яхтсменов признаком храбрости и профессионализма.
Менее суровые, но не менее известные — регаты серии Rolex: Rolex Middle Race и Rolex Giralia Cup.
Во всех перечисленных выше гонках могут участвовать не только прославленные яхтсмены, но и обычные люди — естественно, при наличии соответствующей подготовки. Например, для участия в Fastnet Race участникам необходимо пройти полугодовой тренинг, состоящий из серии квалификационных регат и спецкурсов, обеспечивающих навыки безопасности в сложных условиях.
Также, говоря о знаменитых регатах, нельзя не отметить кругосветные гонки Volvo Ocean Race и Vendee Globe, а также прибрежные соревнования America’s Cup. Эти парусные регаты относятся к высшей лиге и участие в них доступно только профессионалам, посвятившим много лет подготовке.
Заключение
Теперь вы знаете, что такое парусная регата, и насколько интересен и разнообразен мир подобных соревнований. Так что, если вы любите приключения, не боитесь трудностей, хотите попробовать себя и испытать азарт спортивной борьбы в открытом море — найдите гонку себе по душе и смело отправляйтесь в путь. Желаем успехов!