Роли на яхте в круизе и регате
Управление яхтой, в отличие от управления автомобилем, выполняется не одним человеком, а командой. Во многом именно это и определяет ценность яхтинга для различных тимбилдингов — здесь, как нигде, важен реальный результат слаженной работы всех участников.
Для начала — про роли. Расстановка ролей в круизе и парусной регате серьезно отличается, поэтому рассмотрим оба варианта отдельно. В обоих случаях мы предполагаем, что яхта идет под парусами, а не под мотором.
Круиз
Основные задачи: руление, работа со стакселем, работа с гротом, собственно и все. Задачи типа подготовки швартовых, кранцев, приготовления еды, фотосъемки и увеселения экипажа — опциональны.
Ситуация 1. Подъем парусов
Вначале поднимаем грот. Рулевой (1) ставит лодку в левентик и удерживает ее в этом положении. Второй человек (2) идет на мачту и помогает подъему там (в случае, если грот закручивается в мачту — работает там на лебедке закрутки, если грот классический и опускается на гик — быстро выбирает руками грота-фал), третий (3) выбирает грота-фал лебедкой из кокпита.
Затем ставим стаксель. Рулевой (1) уваливает лодку, второй человек (2) освобождает со стопора таль закрутки и выбирает стаксель-шкот, открывая стаксель. Итого, для подъема парусов достаточно 3-х человек.
Ситуация 2. Движение острым курсом с поворотами оверштаг
Нам нужен рулевой (1), шкотовый на стакселе (2), шкотовый на гроте. (3) При движении острыми курсами, когда грот полностью выбран и практически не требует к себе внимания, второй шкотовый здорово помогает при работе со стакселем на поворотах, когда стаксель нужно перекидывать с одного на другой борт. В этом случае, один человек его травит, другой выбирает. Итого — 3 человека.
Ситуация 3. Движение полным курсом, повороты фордевинд
В движении все аналогично острому курсу за исключением того, что шкотовому на гроте нужно более активно работать с парусом, так как на полных курсах грот нужно перенастраивать чаще. Во время поворота шкотовый на гроте полностью загружен в течение всего поворота — ему нужно вначале быстро полностью выбрать грота-шкот, а затем растравить его, заново настроив парус на другом галсе. Если производить переброс грота также вдвоем, а это несомненно удобнее, чем в одиночку, нам потребуются уже 4 человека: рулевой (1), шкотовый на гроте (2) и двое шкотовых на стакселе (3,4). Итого — 4 человека.
Таким образом, минимальное число участников, включенных в процесс управления лодкой под парусом во время круиза — 4 человека.
Регата
В отличие от круиза, основной целью работы команды во время регаты является максимальной скорость.
Базово, можно выделить три основных элемента успеха:
- Тактика — выбор маршрута и принятие решений по сменам курса;
- Оптимальное выполнение своих функций на длительных отрезках времени — рулевой должен максимально эффективно вести лодку, учитывая позиции соперников, волны и ветер, остальные участники команды должны постоянно поддерживать паруса в настроенном состоянии, откренивать лодку и тп.;
- Максимально быстрое выполнение промежуточных операций — уборки и постановки парусов, перебросу и перенастройке парусов во время поворотов.
Оптимальный состав гоночной команды выглядит так:
- Рулевой — управление лодкой, тактическая борьба с соперниками, работа с волной;
- Первый шкотовый на стакселе, или на лебедке со спинакером/ генакером (помогает второму шкотовому выбирать брас через лебедку);
- Второй шкотовый на стакселе, при несении спинакера/генакера работает с брасом, стоя на наветренном борту;
- Шкотовый на гроте. В случае, если погон грота расположен над рубкой, выполняет одновременно функцию пианиста, на большинстве спортивных лодок погон грота вынесен к корме, поэтому пианист — отдельный человек
- Пианист — работа со всеми талями (веревками), заведенными на стопора справа и слева от рубки (топенант, оттяжка гика, рифы, грота-фал, спинакер-фал, топенант спинакера, оттяжка спинакер-гика, стаксель фал, иногда — таль закрутки стакселя)
- Мачтовый — быстрая выборка фалов (грота, спинакера), помощь баковому при работе со спинакер-гиком
- Баковый — работа со стакселем, спинакером, генакером.
Возможные сокращения: функции второго шкотового на стакселе может выполнять гротовый или мачтовый (задачи у мачты появляются не очень часто и чаще носят кратковременный характер). В случае, если лодка небольшая, команда может обходиться без мачтового, если у бакового хватает сил и ловкости справляться со спинакер-гиком.
Итого — 7 человек. В моменты, когда кто-то из участников непосредственно не занят, он откренивает — находится на наветренном (верхнем) борту яхты с тем, чтобы уменьшить ее крен.
Описанный состав оптимален для интенсивных кратковременных (не больше 1 дня) гонок. Для оффшорных гонок, где команда работает вахтами используется разделение на 2 вахты по 4 человека в каждой, при этом участники одной вахты занимают роли: рулевой, шкотовый на стакселе, шкотовый на гроте, баковый. По возможности, работа с парусами при таком составе производится последовательно — вначале поменяли, настроили один парус, потом вместо занялись другим и так далее.
Швартовка
Швартовку мы решили выделить отдельно, так как оценка сложности этой задачи фактически отвечает на часто задаваемый вопрос — а сколько людей нужно минимально, чтобы ходить на яхте. Во всех вариантах мы будем рассматривать погодные условия средней сложности — то есть не полный штиль и не шторм, а свежий ветер, который активно воздействует на лодку, меняя ее положение (сдувая). Итак.
Вариант 1. Швартуемся кормой, на муринг. На пирсе никого нет
Оптимальный состав: рулевой (1) подводит лодку кормой к причалу. Швартовые к этому моменту приготовлены, заведены на утки, лежат на местах. Человек на корме (2) спрыгивает на пирс, чтобы принять швартов. Человек на корме (3) бросает наветренный швартов, принимает конец обратно, заводит его на утку. Одновременно, а точнее — чуть раньше, человек на муринге (4) подбирает багром наветренный муринг, перебирает его по борту и крепит на носовую утку. Фактически лодка зафиксирована, далее двое (2,3) на корме повторяют операцию со вторым кормовым швартовым, муринговый (4) выбирает и крепит подветренный муринг, лодка выравнивается и закрепляется.
Таким образом, нам потребовались 4 человека. Дальнейшее уменьшение количества — по сути вопрос сложности ветровых условий и искусства рулевого. При наличии у рулевого достаточного опыта и человека на берегу, лодку можно пришвартовать в одиночку, вначале закрепив наветренный швартов, а затем уже выравнивая положение лодки с помощью двигателя.
Вариант 2. Швартуемся лагом (боком). На пирсе никого нет
Этот вариант проще. Рулевой (1) подводит лодку в пирсу, включает задний ход, лодка мягко подходит к причалу. Один человек (2) спрыгивает на берег, чтобы принять швартовые, двое других (3,4) по очереди бросают ему кормовой и носовой швартовые и крепят их на утки. В случае, если ветер прижимной, все совсем просто, если отжимной (отталкивает лодку от причала), заводить швартовые нужно будет быстро и в идеале будет полезен 5-й человек, чтобы на носовом и кормовом швартовых были по двое — один на берегу, другой на лодке. При отсутствии у пирса опасностей типа близко стоящих по носу или по корме судов и т.п., роль человека, отдающего кормовой швартов вполне может выполнять рулевой. То есть опять же, оптимальное число участников — 4 человека.
Вариант 3. Постановка на якорь
Вне зависимости от условий, выполняется двумя участниками — рулевым (1) и человеком на якоре (2). Первый подводит лодку к месту заброса якоря, разворачивает на ветер и начинает сдавать назад. Человек на якоре отдает цепь на нужную длину, фиксирует якорь. При наличии достаточного опыта, рулевой может проделывать эту операцию самостоятельно — выровнял яхту, дал малый назад, нейтраль, лодка медленно пошла назад, в это время нужно добежать на нос и отдать якорь. Итого — 2 человека.
Резюмируя, минимальные количества участников в команде:
- Круиз: 4 человека. Этого хватает как для движения под парусами, так и для комфортной швартовки.
- Регата: 6-7 человек для однодневных гонок, 2 вахты по 4 человека — для многодневных офшорных гонок.