Разновидности яхтинга, взгляд изнутри
На самом деле, яхтинг — понятие очень емкое. Для разных людей оно может означать совершенно разное.
У тех, кто его никогда не пробовал, видение свое. Они думают, что яхтинг — это или забава для очень богатых, или суровые экспедиции на грани выживания или профессиональный спорт.
У тех, кто сходил один-два раза, мнение в основном формируется местом плавания, собравшейся на борту компанией и форматом. Можно открыть facebook и, заглянув в несколько отчетов, увидеть совершенно разные картинки — в одном случае это будет весело, умно и бодро, в другом — алкоголично и маразматично, в третьем — сурово, звонко и пронзительно. Перечислять можно долго. Сегодня — речь о форматах, то есть о том, что выбирается до поездки и во многом определяет, как все будет происходить в процессе.
Прийдя в яхтинг из виндсерфинга, я уже несколько лет последовательно изучаю и «каталогизирую» для себя разные яхтенные форматы. Ниже постараюсь рассмотреть основные и показать, что происходит внутри.
Круиз на яхте
Самый распространенный и самый подходящий для знакомства с яхтингом формат. Важно — в отличие от классического круиза на большом корабле, яхтенный круиз в большинстве случаев подразумевает активное участие в управлении лодкой — работу с парусами, различными веревочками, руление и пр. Несмотря на то, что, такое участие не является обязательным — лодка без вас не утонет и опытный шкипер справится без посторонней помощи — просто ничего не делать на яхте как-то неправильно. Для совсем отдыхательного формата лучше выбрать отель с пляжем или круизный лайнер.
Что происходит во время круиза? Стандартно программа такая: с утра вы просыпаетесь, завтракаете и отплываете. Переход продолжается несколько часов — от 2 до 8, затем вы приходите на новое место (остров, город), проводите время на берегу, ночуете на яхте в марине или на якорной стоянке в бухте, а утром снова выходите на новое место.
Требуемый уровень подготовки — любой. Например, прошедшей осенью, мы ходили в Хорватию с командой вообще без опыта, никаких проблем не возникло, все необходимые навыки были приобретены уже в процессе. Погодные условия в круизе обычно довольно благоприятные — ветер не сильный, волна маленькая, что в сочетании с короткими переходами минимизирует не только риск, но и вообще вероятность дискомфорта для участников команды. Естественно, это относится к случаям адекватного планирования времени и места круиза. Если вам предложат, к примеру, романтический круиз в Средиземке или Турции на Новый год, условия вероятно будут далеки от комфортных.
Классические места для круизов: Средиземка, Греция, Турция — летом, Канары, Таиланд, Сейшелы — зимой.
Любительская регата
По сути — разновидность круиза, с добавленными элементами соревновательности.
В подавляющем большинстве случаев проводится по программе круиза — то есть состоит из ежедневных переходов, в процессе которых участники состязаются друг с другом, что несомненно добавляет интереса в происходящее. Помимо этого, отличий не так много. Из технических особенностей — в дополнение к обычным парусам часто используются спинакер или генакер, с которыми желательно уметь обращаться.
Из особенностей времяпровождения — если вы предпочитаете ходить под парусом, настроив его один раз утром на весь день — здесь с парусами придется работать все же активнее. Гонка, как-никак.
Уровень подготовки команды — практически любой. Иногда, конечно, возникают странные ситуации, когда на таком мероприятии оказывается профессиональная команда, которая, естественно, всех обыгрывает и дискредитирует саму идею паритетного соревнования, но это скорее исключение, обычно большинство команд на таких мероприятиях довольно неопытные и в этом случае вашим козырем в рукаве может стать хороший шкипер, он же обычно и рулевой.
Полупрофессиональная регата
Категория, к которой относятся мероприятия типа Rodos Cup, Marmaris Race Week.
Уровень подготовки команд — уверенные в себе любители. В среднем можно говорить о нескольких годах увлечения яхтингом и об опыте предыдущего участия в 1-2-3 подобных регатах. На такие соревнования часто приходят профессиональные шкипера-гонщики, которые вкупе с подготовленной командой борются за призовые места. Имеет ли смысл идти без подготовки? С одной стороны, наличие в команде 1-2 человек без опыта не сильно ухудшает результат, в конце концов, откренка — тоже важная функция, с другой, само такое времяпровождение может быть скучноватым — в отличие от круиза или любительской регаты здесь идет активная борьба за результат и развлекающая составляющая почти отсутствует — команда в меру своих возможностей старается показать лучший результат, уделяя управлению лодкой 100% времени. И тут, самое время упомянуть о главном отличие регаты от круиза.
В круизе есть место индивидуальности, свободному волеизъявлению, совместному обсуждению маршрута, планов. Там можно любоваться дельфинами, ходить на нос с целью посмотреть на горизонт и по многу раз вкусно перекусывать. В регате каждый человек, задействованный в управлении лодкой — это винтик, важный, незаменимый элемент единой, слаженно работающей команды.
Любые решения принимает только шкипер и, если он есть — тактик. Функционал остальных максимально ограничен — вы не можете, когда вам надоест дергать стаксель за шкот, пойти и порулить. Задача каждого участника команды — максимально быстро и слаженно выполнять свою функцию. Часто можно услышать истории о том, как рулевой после гонки рассказывает гротовому о том, что происходило вокруг на дистанции. И это абсолютно понятно — так как если во время гонки гротовый будет вертеть головой, вместо того, чтобы смотреть на парус, то часть времени грот будет настроен не оптимально, а значит, лодка потеряет драгоценные секунды.
Чтобы исправить впечатление, упомяну о главном, зачем ездят на регаты (нет, не о пьянке на MRW) — дух соревнования. Вне зависимости от результата и, что самое удивительное, вне зависимости от наличия ветра, вся регата — это крайне увлекательное и азартное мероприятие.
Даже если ветер очень слабый и лодки двигаются очень медленно, между ними все время идет напряженная борьба, которая заканчивается только после пересечения финишной черты. Поверьте, это стоит того, чтобы попробовать.
Перегон
В некоторых клубах также называется ДСП — дальнее спортивное плавание. Стандартно является возможностью для получения оффшорного опыта и наката миль для логбука (не путать с лукбуком). Общие условия, которые отличают перегоны:
- фиксированный маршрут из точки А в точку В;
- ограниченное время на прохождение маршрута, чаще всего минимальное;
- остановки редкие, раз в несколько суток, и предназначены для восстановления сил, а не отдыха и развлечений;
- работа (а это уже скорее все же работа, чем отдых) происходит вахтами, обычно 3 через 3 часа — когда одна часть команды спит, другая ведет лодку.
Производными из этого является невозможность остановиться или списаться на берег. Также, подписываясь на перегон, вы должны понимать, что в случае неспособности принимать участие в управлении лодкой, сильно подставляете остальных участников, которым придется выполнять ваши функции.
Важным моментом является то, что в перегоне приобретается весьма специфичный опыт. Несмотря на обычно довольно большую дистанцию (от 500 и больше миль), вы не научитесь швартоваться, отрабатывать MOB (человек за бортом) и делать множество других вещей, которые должен уметь шкипер, да и работа с парусами часто довольно ограничена — встали на курс, настроили все и идете так много часов подряд. То есть, для всех участников команды это в первую очередь опыт безостановочного плавания, длительного нахождения в море, привычки к морской болезни, вахтам и т.п.
С другой стороны, перегоны — отличная практика для рулевых, которые гарантированно ровно половину времени проводят в постоянной рулежке, отрабатывая порывы и обруливая волны, тренировка отличная.
Варианты маршрутов самые разные, начиная от обычных типа Испания-Турция, Болеары-Канары и заканчивая Трансатлантикой.
Здесь не рассмотрены профессиональные регаты, а также экспедиции. Если у кого-то из читателей есть соответствующий опыт — буду признателен за дополнение этой статьи.