Парусные яхты разного вида. Классификация парусных яхт
Круизные яхты
Яхты, предназначенные для отдыха. Проектирование таких лодок производится от жилого пространства. Вначале конструктор разрабатывает и оптимизирует жилую область — удобные каюты; просторную кают-компанию; кокпит, в котором могут с комфортом разместиться за ужином все члены команды. А затем получившаяся форма как бы обтягивается бортами, скоростные качества парусной яхты при этом явно отходят на второй план.
Аналогичный подход используется и при разработке всех остальных частей парусной яхты: элементы управления, устройство парусов — все подчинено идее удобства и безопасности людей, находящихся на борту, вне зависимости от их яхтенной квалификации.
Примеры круизных моделей: Sun Odyssey 439, Bavaria 45, Beneteau Oceanis 48.
Гоночные яхты
Идеологически парусные яхты такого класса полностью противоположны круизным моделям. Вначале проектируются внешние обводы лодки, оптимизируются гидродинамические характеристики; делается все, чтобы лодка была максимально быстрой. И только потом в созданный каркас вписывается жилое пространство. Неудивительно, что чаще всего оно представляет собой компромисс — минимальный вес, максимально простая конструкция, максимальная функциональность. На настоящих гоночных яхтах нет ни дверей в каюты, ни кроватей, вместо них используются тканевые шторы и прочные гамаки, позволяющие спать даже при большом крене и на высокой волне.
В общем, такие парусные яхты — это настоящие гоночные болиды, где все подчинено задаче победы в регатах. Важно заметить, что идеально подходящих под все регаты гоночных яхт не бывает. Одни модели лучше приспособлены для коротких прибрежных гонок по треугольнику, другие — для суровых многодневных океанских регат. Вопрос выбора гоночной парусной яхты очень непростой и во многом зависит от того, в каких именно соревнованиях планирует принимать участие будущий владелец.
Примеры моделей: J122, Archambault 35.
Гоночно-круизные яхты
Тот самый компромисс, который ищут люди, желающие как отдыхать на яхте, так и принимать на ней участие в регатах. Как и любой компромисс, неидеальные в обеих категориях, эти яхты, тем не менее, пользуются довольно большой популярностью, являясь своего рода аналогами заряженных автомобилей, приспособленных для дорог общего пользования. Несмотря на то, что ни бороться с профессиональными моделями на треке, ни конкурировать за комфорт с вальяжными, но менее быстрыми собратьями такая машина не может, ее владелец получает в свое распоряжение отличный микс из превосходства над всеми остальными — его машина быстрее комфортных и комфортнее спортивных моделей.
Возвращаясь от аналогии с авто к яхтам, немаловажным фактором является то, что для управления гоночно-круизными моделями от экипажа и шкипера чаще всего не требуются какие-то особенные спортивные навыки. Тогда как справиться с гоночной лодкой под силу только профи, в руках обычного человека она будет не только недостаточно эффективной, но даже и опасной, так как предполагает управление только профессиональной спортивной командой, имеющей соответствующие навыки.
Примеры моделей: линейка Beneteau First, Salona Yachts, X Yachts.
Парусные яхты для кругосветного путешествия
Отдельный класс яхт, по понятным причинам почти не представленный в чартере, такие лодки чаще всего находятся в частном владении. Основными характеристиками таких яхт являются мореходность, крепкость и автономность. Мореходность — способность продолжать движение, нормально управляться в сложных погодных условиях, в сильный ветер и высокую волну. Например, лодки с более узкими обводами являются более мореходными по сравнению с широкими плоскодонками, так как лучше разрезают волну и могут эффективно идти острыми курсами против высокой волны, не ударяясь и не останавливаясь об нее.
Крепкость — комплексное понятие, затрагивающее множество участков, начиная от выбора материала, из которого построена яхта — наиболее крепкими считаются алюминиевые и стальные лодки, — так и конструкции и исполнения отдельных элементов лодки — способ крепления киля, мачты, наличие усиленных иллюминаторов, водонепроницаемых переборок и так далее. Автономность чаще всего достигается за счет дополнительных апгрейдов, выполняемых владельцами. Сюда относятся установка ветрогенератора, опреснителя и солнечных батарей для подзарядки аккумуляторов без использования дизельного двигателя яхты. Наличие таких элементов при беглом рассмотрении встреченной вами яхты чаще всего говорит о том, что владельцы подолгу путешествуют на ней, и возможно даже, пришли с другого конца света.
Примеры: Oysters.