Ла-Манш. Река Ранс
Сен-Мало стоит на берегу Ла-Манша у устья реки Ранс (La Rance). Устье, соответственно, перегорожено дамбой с автомобильным движением, электростанцией и шлюзом для входа в реку. Уровень воды в реке также подвержен приливным движениям, но регулируется это уже скорее работой электростанции. К счастью, большая библия-справочник (Reeds) содержит информацию о приливах и времени в реке за электростанцией, так что счисление не сильно отличается, только перепады не 14 метров, а 4.
Река судоходная, но только до определенного места, городок Ливе (Livet) с мариной Layal marine является похоже финальным местом, куда можно дойти на лодке нашего класса с осадкой порядка 1.60 м. Дальше только на легких моторках и плоскодонках, потому что на отливе река осыхает, и дойти можно примерно до Динана.
Наша цель — дойти по максимуму куда сможем, пользуясь расчетом прилива, так чтобы под килем всегда было парочка сантиметров (у нас тут появилась новая поговорка — «Семь дюймов под килем», что соответствует данному месту сильно больше, чем 7 футов), но главное — не только дойти, но и выйти:) И ночевка у местечка Сен-Суяк (St. Sullac).
Подъем в 5 утра, выход в 6. Выходим в реку через шлюз в 7 утра. По сути это наш первый день, когда дежурный экипаж сделал расчет перехода с учетом приливов.
День сразу не задался, шлюз прошли с наваливанием на другие лодки и ошибки в пилотаже. Закрепили на стенку сначала нос, приливным течением корму лодки забросило от правой стенки на левую и мы встали поперек шлюза. Нас навалило на французские лодки, в итоге отцепили нос, встали посредине между двух французских лодок лагом. Собрали видимо кучу мысленных лучей от наших соседей по шлюзу, потому что орали французы очень громко, только непонятно))
Вышли из шлюза в 7.30 и пошли по реке. Сначала было кайфово, но когда река стала узенькой (ну так корпуса два-три) и под килем осталось совсем чуть-чуть (эхолот показывал в районе 2 метров, мы еще не успели привыкнуть к таким глубинам, это позднее мы по 2 метрам не ходили, а летали) стало не по себе.
Ползли-ползли, прошли еще один невероятно красивый мост старинный, может века 16-го, монументальный.
И за поворотом увидели еще один мост, который имеет оригинальную конструкцию — он не поднимается, а именно поворачивается. Это шлюз, за которым прячется марина, на подходе мы даже увидели верхушки мачт за дамбой. У нас не было в планах проходить шлюз и заходить в марину, надо было по идее уже ползти назад, хотя время позволяло.
Дошли мы до этого моста (du Chatelier) фактически за 2 часа. Крайний час шли по жесткой осушке с глубинами от 1,5 до 4,5 метров.
Но добрые французы вдруг остановили движение на дамбе и начали открывать мост. Тщетно я пытался вызывать их на 14-м канале (как написано в справочнике), и на 16-м. Они его развели, а мы прямо перед ним развернулись и …. сели на мель.
С мели слезли очень просто и быстро — через откренивание левого борта всей командой. Вернулись по узостям реки в район Merdoc и начали отрабатывать подход к бую на моторе. Потом встали на чай/перекус, после чего снова снялись с буя и отрабатывали разворот лодки на месте (в замкнутом квадрате из 4 буев) с забросом кормы по часовой стрелке.
После отработки всеми членами команды — ушли ниже по реке в район Saint Suliak и там начали отрабатывать работу галсами в одиночку, то есть повороты оверштаг и фордевинд силами одного человека в кок-пите. Казалось бы, не самая простая задача (в одиночку!), но на деле все не так сложно.
После отработки разворотов и смены галсов вышли на буи и отрабатывали подход к бую на парусах. Я сделал штук 6 заходов с бросанием лассо на буй (без мотора!). В итоге мы это все-таки сделали!
В 17.30 встали на буй, и на тузике вышли на берег. Прогулка, кафе с кальвадосом и в 19.30 невообразимо вкусный ресторан (типа рекомендован «Мишленом») в городе Сен-Суяк. Если окажетесь в этих местах — не пожалейте один день на прохождение реки Ранс и посещение этого чудесного заведения, уйти оттуда просто невозможно и вкусно невероятно. Одно из лучших ресторанных мест за всю поездку.
В 0.00 отбой, завтра я капитан и мне заниматься прокладкой маршрута.