+7 (499) 709-7245
Мы рекомендуем

Ла-Манш: приливы и отливы

  • Андрей Борисевич
  • 7 Июл 2013

За прошедшие 7 дней было пройдено много чего интересного и получена масса впечатлений на яхтмастерском курсе, который проходит в окрестностях Сент-Мало в проливе Ла-манш.

Практически нет времени вести записи для дневника и это дико обидно, я предполагал, что на лодке будет скучно и будет куча свободного времени, поэтому взял с собой книги, фильмы и ноутбук для заметок. За неделю похода практически ничего из этого не пригодилось, вайфай появляется раз в два дня и это время уходит на чтение и разбор корпоративной почты. Время на лодке летит как-то невероятно быстро и сжато, казалось бы — 6-часовой переход, можно и выспаться и почитать. Спать хочется, а читать — нет. И тем более не хочется писать, но главное — хочется использовать это время максимально с пользой для получения новых знаний, поэтому свободная минутка уходит на изучение  приливных течений и связанных с этим особенностей пилотирования в зоне действия приливов и отливов.

Приливы и отливы Ла-Манша

Приливы и отливы, (с) Лев Дайчик

Краткая справка, чтобы понимать сложность проблемы. Приливы и отливы привязаны к фазам луны и случаются каждые 6 часов. То есть 2 раза в день прилив и два раза в день отлив. Казалось бы, ну и что? Для обычной жизни — почти (ПОЧТИ!) ничего. Почти, потому что расписание паромов для островов часто привязаны в отливам, а если твоя жизнь (а на берегу так всегда) связана с морем, то приливы так или иначе вносят коррективы. И совершенно точно они важны для яхтсменов. Ну, самый яркий пример — марина города Paimpol открывает свои ворота только, когда прилив достигает 4,5 метров.

IMG_9847

То есть фактически, войти и выйти из марины можно только в промежутке за нескольких часов до высокой воды (прилива) и пару часов после. Хорошей иллюстрацией приливов является серия фотографий, сделанная на осушке (осушка — это часть суши, которая открывается на отливе и полностью покрывается водой на приливе), которую мы сделали в Paimpol.

Осушка в Paimpol

Осушка в Paimpol. (с) Александр Волков

Осушка в Paimpol

Навигационные знаки полегли на осушке...

Навигационные знаки полегли на осушке…

Еще одной иллюстрацией может служить серия фотографий из разных марин, которые показывают один и тот же вид в разное время суток и разное время прилива (кстати, в приливной навигации нет понятия отлив. Есть высокая вода и низкая вода, а все движение называется просто прилив). Высокая вода в марине выглядит так — все лодки и мачты торчат высоко над берегом (как правило обрыв или каменистая стенка/волнорез), все выходы на понтоны близки к горизонту. На отливе это выглядит принципиально иначе — лодки «падают» на 10-12 метров вниз относительно берега, понтоны соединены с берегом специальными лестницами/трапами, которые встают под углом 45-60 градусов вниз. А все понтоны опускаются вместе с водой (понтоны плавающие и ходят вверх/вниз по направляющим бетонным столбам), так, что над понтоном может торчать еще метров 15 бетонного столба (который естественно практически сходит на нет на высокой воде).

1053293_1378514645700854_1598512825_o

Сен-Мало (отлив и прилив)

Сен-Мало (отлив и прилив)

Ла-манш это уникальное место, где приливы и отливы достигают максимальных значений, например в Сен-Мало перепад между малой и высокой водой может достигать 12 метров. Смысл в том, что вода из Атлантики на приливе на большой скорости вкатывается в пролив Ла-манш и двигается вдоль (между Францией и Англией соответственно), создавая огромное приливное течение. А через 6 часов начинается отлив и вода с той же силой выходит из ла-манша обратно в Атлантику, создавая обратное течение. И такой цикл каждые 12 часов. И так тысячи и миллионы лет, как вечный двигатель.

Ну так вот, это лирическое отступление просто призвано погрузить читателя в тему того, о чем далее может пойти речь (хотя я и сам не знаю, что напишу через пару строк). Яхтмастерский курс — это практический двухнедельный курс, который согласно иерархии IYT идет сразу после Bareboat Skipper и включает в себя две ступени — Yachtmaster Coastal (прибрежный яхтмастер) и Yachtmaster Offshore (типа яхтмастер дальнего плавания)). Есть и четвертый уровень мастерства — это Yachtmaster Ocean, он отличается тем, что для его прохождения надо иметь какую-то кучу миль и главное — пройти курс астронавигации, Но до Ocean уровня еще далеко, и я прохожу обычный яхтмастерский курс, который от Bareboat отличается единственным — а именно, приливной навигацией. Если кратко — это искусство планирования маршрутов и переходов исходя из а) приливов и отливов и уровней воды в точках маршрута и б) учетом приливных течений, которые могут достигать тех сил, когда маршрут перестает иметь смысл. Как пример, у нас тут гуляет история о том, как одна яхта не успела зайти в марину по попутному течению и на обратном течении (когда начался отлив) и 5 часов стояла против течения с двумя парусами по ветру и включенным мотором — и стояла НА МЕСТЕ! То есть, они смогли компенсировать силу встречного течения, но не смогли продвинуться вперед ни на милю. И дело пошло только тогда, когда пошел прилив и попутное течение.

Сегодня я в полной мере прочувствовал эту огромную силу приливов, с которой мне кажется вообще невозможно бороться, можно только научиться грамотно ее использовать.

Я прокладывал маршрут и проходил его  с острова Guerncey до острова Alderney. Не стану полностью пересказыввть алгоритм прокладки, суть не в этом, расчет оказался верным и хотя это все магия цифр, у нас тут опять же есть расхожая фраза — что любое счисление маршрута (особенно когда предварительный расчет сходится с результатом) — это вопрос веры. Это действительно так, потому что мои расчеты по течению не оправдались вообще, а расчеты по ветру и скорости течения не оправдались в другую сторону. Минус на плюс дал ноль и результирующий факт прохождения маршрута оказался в точности равен плановому, вплоть до минут. То есть приход в точку финиша состоялся на 10 минут позже плана (при полном маршруте в 4,5 часа), и все основные точки маршрута (плановые) были пройдены с минимальными отклонениями.

Прокладка маршрута

Прокладка маршрута


И снова я не об этом… Но главное — главное, что нам удалось «прокатиться на лошадке». Эта фраза пришла мне в голову, когда мы наблюдали реальное волшебство — скорость на приборе относительно воды составляла порядка 6 миль, а скорость по GPS и по всем средствам счисления была более 12 узлов. То есть мы на своей маленькой яхте летели над землей на скорости больше 12 узлов! Почти 7 узлов давало нам попутное течение, которое фактически несло нас как щепку в нужном (!) нам направлении. Это чувство родило во мне фразу «прокатиться на лошадке», которую полностью поддержал наш инструктор Леша Панасенко. Оказывается, такие же ощущения испытывают и другие. Это удивительное ощущение мощи под задницей, наверное сравнимое с тем, когда садишься на машину в 1000 сил и понимаешь, что контролировать ее невозможно, нужно просто легонько давить на педальки и аккуратно вращать рулем, шобы не улететь. Вот на приливном течении примерно так. А если добавить к антуражу узость прохода, наличие камней и острых берегов слева и справа и цена ошибки — поломка яхты или грубый удар о камни (со всеми вытекающими), то ощущения еще и обостряются существенно.


IMG_0087

Олдерни (Alderny) это удивительное место, не устаю повторять. Географически оно расположено почти посредине широкой части ла-манша и вокруг него закручиваются какие-то нереальные течения, которые даже толком спрогнозировать невозможно. Ну, например, сегодня по всем источникам в том месте, где мы шли, никак не могло быть больше 4 узлов течения. А мы нашли 7… Как? откуда? Тут есть время суток, когда в одном месте может быть два противоположных течения, потому что уже начался отлив, но с одной стороны острова течение еще идет в одну сторону, а с другой — в другую. На каком-то конце острова они встречаются и… начинается капец. Если к этому добавить ветер, которые при встрече с волной вызывает зыбь и волнение, и такую штуку как стоячие волны (которые обрушаются вниз с огромной силой), то картинка еще более впечатляет.

Так выглядит волнорезик, который отделяет марину от пролива... Не хотел бы я стоять даже в марине в такое волнение))

Так выглядит волнорезик, который отделяет марину от пролива… Не хотел бы я стоять даже в марине в такое волнение))