Особенности зимнего перехода: Трапани-Тенерифе
Еще не успев отойти от перегона Бар – Мармарис, о котором так красочно рассказал Миша Верпатов, вот я уже в Сицилии, стою в порту Трапани перед ярко-красной красавицей, производящей впечатление авианосца. Да, именно такое впечатление производит 84-футовый кеч после перехода на 36-футовом First-е….
Отгремели фанфары старта гонки VOR в Аликанте, где Steinlager2 участвовал в почетном дивизионе легенд Volvo как победитель Whitbread Round the World Race 89-90 г., — и вот она, одиноко стоит в самой глубине технического дока Трапани среди поднятых для ремонта моторок и катеров.
Еще несколько дней прошли в окончательной подготовке яхты к предстоящему переходу: все проверено и перепроверено, подтянут такелаж, починены и поставлены грот и бизань.
День перед отходом прошел в окончательной приборке: отдраено и вычищено абсолютно все, как говорится, от клотика и до киля, включая ниши и перекрытия под пайолами, чуть ли не зубной щеткой. Наконец, установлен новый холодильник и опреснитель, закуплены продукты для первого этапа перехода.
Профессиональный итальянский экипаж под командованием шкипера Аттилио работает на яхте уже более трех лет. Постоянно участвуя в различных регатах и переходах, команда знает про Стейни, как ласково называет яхту экипаж, практически все. Вот только недавно был установлен новый рекорд на гонке Уэльва – Ла Гомера: 750 nm за 75 ч.21 мин. Прежний рекорд принадлежал яхте класса VOR60 Tokio и составлял 80ч.02 мин.
Итак, день выхода – на рассвете в среду 30 ноября 2011 г, 6:00 утра Теплое сицилийское солнце мягко поднимается над Трапани, освещая верхушки церквей и провожая нас в далекие странствия.
Ветерку хотелось бы и побольше, однако всего 5-6 узлов, и пока приходится моторить. Держим курс на о-в Мареттимо — по словам моих сициллийских друзей, один из красивейших островов на западе Сицилии.
Из произведений Марио Пьюзо можно узнать насколько сицилийцы хорошие рыбаки. Проходя мимо рыболовных траулеров, ребята тоже закинули пару снастей. И вот, первый день и первый улов – отличный 2-килограммовый тунец! Вечером нас ждал замечательный ужин, искусно приготовленный капитаном из этого самого тунца, обжаренного в сухарях, с свежим салатом.
В последующие дни ветер стал заходить с юго-запада и, постепенно усиливаясь до 20 узлов, выдавливал нас к Мальорке. Сирокко, постепенно переходя, как ему и следует, на зюйд-зюйд-вест, направлял нас к побережью Испании, и вот к вечеру 4 декабря мы максимально острым курсом подошли к побережью недалеко от Картахены.
По мере усиления ветра из потайных уголков трюма поочередно появлялись на свет божий карбоновый джиб №3, немного позже зарифили грот, ну, и на ночную вахту — совсем куций джиб №5. Когда под утро ветер постепенно стихал, все повторялось с точностью наоборот. Для постановки-уборки парусов обычно деликатно и вежливо поднималась спящая вахта, а иногда, негромко шурша, над головой спящего матроса выносился собранный в огромный чехол геннакер или стаксель. Хочешь, не хочешь, а проснешься и поможешь…
Управлять Стейни — сплошное удовольствие: жесткий углепластиковый корпус режет волну, ничто не хлюпает и не играет, как на современных пластиковых лодках. Настоящая спортивная машина, готовая к любой борьбе. Во время триумфального Уитбреда, по мемуарам новозеландской команды, за все 33000 миль кругосветки не было ни единой серьезной поломки, однако, при этом на каждом этапе гонки из яхты выжимали максимум возможного.
Работа шкотового — это отдельная история: 18 лебедок оказываются порой полностью задействованными. Так, тонкая настройка пяти максимально возможных поставленных парусов на яхте требует изрядной акробатической работы. Во время перехода через Гибралтар, в лавировочку, работая на своей вахте шкотовым, я изрядно наловчился в одиночку делать оверштаги: ну, в общем, все как обычно, лишь с небольшими нюансами — с кормы необходимо не забывать перенастраивать бакштаги.
По сравнению с баковым (а лучше всего с этой работой справляется Жак), занятым своим делом, акробаты в цирке выглядят как-то пресно. Какие трюки приходится ему выполнять с шкотами, брасами и спинакер-гиком при повороте фордевинд под спинакером — это надо видеть своими глазами! Вся работа проходит четко и слаженно, каждый понимает, что необходимо делать, без лишних слов. Да и как может быть иначе на такой яхте? От кормы до бака расстояние в 20 м — и не докричишься.
От усилившегося ветра и волны немного слег наш кок Эпифанио, и вплоть до Гибралтара ответственность за горячее питание взял на себя капитан. Уже подходя к морю Альборан и зная прогноз на предстоящую неделю по грибу – ветер WNW 15-25 узлов, заранее начинаешь испытывать легкий дискомфорт в области желудка. Вспоминаю прошлогодний перегон с севера на юг Франции: ветер под 45 узлов и жуткая болтанка в Гибралтаре. Сейчас тоже встречный ветер, и создается ощущение, что с каждой лавировкой мы не подходим, а, наоборот, удаляемся от геркулесовых столбов. Как же долго тянется время вахтенного в таких условиях… А после трех часов за штурвалом сваливаешься в люльку, чтобы забыться на 3 часа, — и так каждые сутки напролет, независимо, день сейчас или ночь.
Вечерние вахты начинались с 21:00 до полуночи. Потом, немного поспав, пробуждаешься к восходу луны в 03:00 и с крепким, заваренным по-сицилийски кофе, можешь продержаться в собачую вахту под бледно-серебристой луной до 06:00… Короче под конец вахты, смыв соль с лица и стянув сапоги, отрубаешься ну очень крепким и здоровым сном, несмотря ни на какие обстоятельства: шум ветра, удары волн или рев дизеля — твоя вахта закончилась, теперь настало время немножко отдохнуть.
Вечером 6 декабря все же подошли к Гибралтарской скале. Просыпаюсь на свою вахту, как обычно, в полночь, смотрю на чартплоттер – и задаюсь вопросом: Мы идем или стоим?
Проходить Гибралтар ночью, со встречным ветром в 15 узлов и встречной же течкой под 3 узла, галсами, практически в зоне траффика — это, скажу я вам, друзья, из области «как бы ни хотелось отстояться и переждать, надо идти вперед»… Трафик, как и всегда в этом месте, очень плотный, и 26-метровый кеч в ночи с полным парусным вооружением явно внушал некоторое беспокойство вахтенным больших круизеров, расцвеченных, как новогодние елки. Так, один из них, видимо, не найдя подходящих слов для 16-го канала, выразил нам свои эмоции, просемафорив морзянку; ну и мы не стали его провоцировать и сделали оверштаг чуть пораньше.
День был беспокойный и отмеченный тяжелой годовщиной: 10 лет назад в устье Амазонки был убит легендарный капитан Steinlager 2, Сэр Питер Блейк.
Вечная память великому яхтсмену.
Утро 7 декабря мы все-таки вышли в Атлантику, и с рассветом настроение у всех заметно улучшилось: ветер наконец-то попутный, и оставшиеся 700 миль до Тенерифе не кажутся чем-то далеким!
Эпи оклемался от средиземноморской болтанки и даже приготовил вкуснейшие сицилийские рисовые кулебяки, обжаренные в масле, — оранчини.
Еще одно чисто сицилийское словечко, которым я успел обогатить свой лексикон, звучит как «минькья» и относится ко всему тому, что нам пришлось вынести в Средиземке.
Следующий же день развеял надежды на быстрый переход: с рассветом — полный штиль. И только пойманные с утра два здоровенных тунца, ласково пригревающее солнышко, бескрайний океан вокруг и жизнерадостные дельфины говорят тебе: Не спеши — успеешь, наслаждайся жизнью! А к вечеру об этом напомнил еще и проплывающий на траверзе (хорошо, что от нас) кит; еще долго мы видели фонтанчик на фоне заходящего солнца.
Только к 9 декабря стабильно задул северный ветер, 15-20 узлов И бодренько под четырьмя парусами (кроме спинакера поставили еще и стаксель на бизани) Стейни устремился вперед со своей крейсерской скоростью — честных 10 узлов.
Заключительный, 12-ый день пути. Вечером 11.12.2011 подходим к Санта-Крузу де Тенерифе, пройдя в итоге чуть меньше 2000 миль от Сицилии.
На следующее утро в марине Санта-Круза встречаю у стойки Андрея Невзорова: он тоже только пришел на своей знаменитой Дельте и в ближайшее время отправляется в трансатлантический переход. По просьбе Андрея передаю слова благодарности всем тем, кто поддерживает его непростое предприятие.
Первый этап завершен, но история продолжается: еще предстоит трансатлантический переход до Антигуа, затем Панама и через Тихий океан до Новой Зеландии – домой, где почти четверть века назад началась история этой замечательной яхты.
Хочу выразить сердечную благодарностью Стефану, Елене, Аттилио и всей замечательной команде Steinlager2.