По Канарам с «Гагариным»
«А здорово вы нас вчера обогнали, — говорит немец с соседней яхты. — Подняли паруса и просто улетели за горизонт, мы и оглянуться не успели!» Ловлю себя на том, что самодовольно улыбаюсь: ещё бы, наш «Гагарин» — яхта быстрая, не чета грузным семейным круизёрам! Идёт четвёртый день нашего путешествия по Канарам под парусом…
Ты помнишь, как всё начиналось…
А начиналось всё на Тенерифе – самом любимом среди россиян острове архипелага. Некоторые наши соотечественники так влюбляются в него, что остаются здесь навсегда – с некоторыми из таких русских канарцев мне довелось познакомиться. Вообще, остров очень разнообразный и интересный: чего стоит один только контраст между прохладным дождливым севером Тенерифе с его буйной растительностью и засушливым югом. Разделяет их протянувшаяся в центре горная цепь, в которую входит вулкан Тейде – самая высокая гора всей Испании (3718 м).
Стартовой точкой нашего путешествия стала марина Сан-Мигель на южном побережье Тенерифе – именно здесь стоял «Гагарин», круизно-гоночная яхта модели Beneteau First 47.7, наш главный транспорт и одновременно плавучий дом на всю ближайшую неделю. В Сан-Мигель меня отвёз прямо из аэропорта Алексей, капитан «Гагарина». Сразу после знакомства попросил называть его просто Лёша – такое дружелюбие и открытость, как я понял потом, для него обычное дело. Чуть позже выяснилось, что и шкипер он отличный.
В море мы вышли наутро, а до этого первый день прошёл в закупке продуктов (в канарских супермаркетах радует разнообразие и низкая цена свежих морепродуктов, а также вина), знакомстве с яхтой и другими членами экипажа. Кроме вашего покорного слуги и капитана Лёши, в экипаж также входили два мужчины из Воронежа с одинаковыми именами Евгений и Денис с Украины – опытный матрос.
Он сказал: «Поехали!»
Лёша вывел «Гагарин» в море утром на второй день круиза, утром в воскресенье. Ещё на берегу шкипер прочитал нам вводную лекцию об устройстве яхты, парусах и такелаже (то есть верёвках, с помощью которых этими парусами управляют) и других важных вещах, включая технику безопасности. В море начались практические уроки: мы учились быстро развешивать и снимать кранцы, отдавать и принимать концы, ставить паруса, рулить и узнавать силу ветра и скорость движения яхты по приборам. Конечно, самые сложные и ответственные вещи делал сам капитан, но и мы смогли многому научиться и постоять на настоящих вахтах.
Я старался максимально фиксировать происходящее во время переходов на фото и на видео, чтобы потом сделать интересный отчёт и удивить «сухопутных» друзей. Это оказалось не всегда просто делать: в Атлантике в марте часто бывают крепкий ветер и большие волны, при которых многих неопытных яхтсменов вроде меня настигает морская болезнь. Мой опыт показал, что с ней можно эффективно бороться а) таблетками и специальными пластырями и б) привыканием – через несколько дней у тебя, как выражаются англичане, «вырастают морские ноги» и ты чувствуешь себя на палубе в волнение уже увереннее.
В мой первый день в море мы прошли 60 морских миль, при этом сила встречного ветра местами достигала 40 узлов – весьма экстремально для начала! Финишировали мы в марине Пуэрто-Моган, уже на острове Гран-Канария.
Приключения на суше и на море
Пуэрто-Моган оказался типичным для Канар очаровательным крошечным городком с белыми домиками, увитыми буггенвиллеями и другими тропическими растениями с яркими цветами. На улицах росли пальмы, в кронах которых можно было увидеть канареек (кстати, это птиц назвали в честь островов, а не наоборот, как многие думают). Многочисленные магазины и рестораны зазывали к себе посетителей. Пляж Пуэрто-Могана, уставленный жёлтыми шезлонгами, пустовал – океан был, по меркам отдыхающих, ещё прохладный, температура воды составляла около +19 (напомню, был март).
Вечером, пришвартовавшись в марине, мы отправились в ресторан на набережной, где отпраздновали первый успешный переход, отдав должное местной кухне. Кормили вкусно и, по питерским меркам, не слишком дорого. Часть экипажа налегала на морепродукты, часть – на мясо. Всю эту вкуснятину мы запивали местным пивом.
На следующий день, погуляв утром по городку, мы снова вышли в море и совершили короткий переход вдоль южного побережья Гран-Канарии, всего около 20 морских миль. Море в тот день было спокойным, ветер дул около 7 узлов и сияло яркое солнце, одним словом, второй переход оказался гораздо проще первого. Тут я, расслабившись, и допустил ошибку, не намазавшись перед выходом кремом от солнца. В результате, конечно, «сгорел». Не повторяйте моих ошибок!
Зато в тот день я впервые поплавал в Атлантике. Не доходя до марины Пасито-Бланко на южном берегу того же острова Гран-Канария, мы бросили якорь у симпатичного пляжа и стали купаться. Вода, как я уже говорил, была прохладная, но, прыгнув в неё, к этому быстро привыкаешь, и становится даже приятно. Я надел маску, трубку и ласты (всё это было на «Гагарине»), однако дно в том месте оказалось ничем не примечательным. Зато неподалёку рассекал темнокожий кайтер на доске.
Отходя от Пуэрто-Могана, мы обогнали другую яхту. Вечером она пришвартовалась рядом с нами в Пасито-Бланко. Выяснилось, что экипаж состоит из общительных немцев, с одним из них мы как-то даже ходили вместе в супермаркет – именно тогда и состоялся диалог, с которого я начал свой отчёт.
Капризы погоды
В Пуэрто-Могане мы просидели два дня: ветер между Гран-Канарией и Фуэртевентурой, куда мы собирались идти дальше, никак не утихал. Лёша постоянно мониторил прогноз погоды на своём компьютере, но зона усиления упорно никуда не девалась. В первый день мы попытались пробиться через неё, но вынуждены были вернуться обратно, с порванным ветром спрей-худом, который затем весь вечер латали толстыми нитками – бывает на яхте и такая работа. Трудовой вечер нам скрашивал фильм «Властелин морей: на краю света», который мы смотрели с помощью имеющегося в кают-компании DVD-плейера.
Через день непогода в проливе чуть утихла и мы снова вышли в море, взяв курс на восток. Время поджимало, так что переход получился длинным – 90 миль, которые мы прошли за 29 часов. Были и большие волны, и ночные дежурства. Ночной океан потрясающе красив, так же, как и ночное небо! Я долго высматривал в небе Большую Медведицу, но так и не нашёл – видимо, её нет в этих широтах.
Фуэртевентуру мы обогнули с юга, не высаживаясь на этом необычном острове. Из Африки, к которой этот остров находится ближе всего, сюда наносит много песка, которые собирается в настоящие больший барханы, так что Фуэртевентуру называют «кусочком Сахары в океане».
Наконец, поздно вечером мы бросили якорь в финишной точке нашего путешествия, марине Пуэрто-Калеро на острове Лансароте. Выйдя на берег, поняли, что что-то не так – земля под ногами не качается. Видимо, у нас у всех, включая новичков, уже выросли те самые «морские ноги». Первым делом мы, как настоящие морские волки, пошли в душ – смыть с себя морскую соль. Конечно, на яхте тоже есть душ, но, во-первых, воду на борту принято экономить. А во-вторых, душевые кабинки в марине были гораздо просторнее.
Финиш, или продолжение следует!
Пуэрто-Калеро оказался весьма гламурным местом: прямо от причала там отходит улочка с модными бутиками, где продаётся одежда в морском стиле: Henry Lloyd, Paul&Shark и так далее. Имелся в марине и быстрый бесплатный Wi-Fi, что случается не всегда, так что я смог залить в Интернет много фотографий с прошедшего перехода.
Назавтра мы, хорошенько выспавшись, устроили инспекцию этих магазинов, а также полюбовались на настоящую жёлтую подводную лодку, которая за деньги катает туристов, показывая им подводные красоты (на Канарах таких «еллоу субмарин» много). А потом взяли авто напрокат и стали исследовать остров.
Лансароте называют «чёрным островом», и не зря – вулканического происхождения скалы здесь обычно чёрного цвета, что придаёт пейзажу оригинальность. Как бы по контрасту, столица острова Арресифе застроена аккуратными белыми домиками. В центре города в узком заливе стоит много лодок и баркасов местных жителей – во время отлива многие из этих плавсредств оказываются на мели, но это никого не беспокоит. Вдоль океана тянется красивая набережная, которая кончается мостом на остров со старинной крепостью – когда-то она защищала вход в гавань Арресифе.
На этом наше путешествие подошло к концу – уже завтра утром самолёт уносил меня домой. Эта неделя выдалась, наверное, самой богатой на ощущения в моей жизни. Хочу ли я продолжать заниматься яхтингом? Конечно! Только в следующий раз выберу акваторию поспокойнее – например, Хорватию или Турцию. Так что ждите новых морских отчётов!
Олег Соколенко (фото автора)
Автор благодарит яхтенный проект «100 капитанов» за организацию путешествия!