Яхтинг как новый вид активного отдыха
В последнее время люди стали все чаще отказываться от традиционных отельных туров в пользу самостоятельно организуемых, активных путешествий. Яхтинг является квинтэссенцией такого вида отдыха – он позволяет совместить комфортное проживание, активное времяпровождение и нестандартные, самостоятельно планируемые маршруты. При этом важно понимать, что мировой яхтинг сейчас это вполне устоявшаяся отрасль с налаженной инфраструктурой и хорошим уровнем сервиса. На деле это означает, что в большинстве стран, имеющих выход к морю, есть большие флоты современных яхт, оборудованные стоянки и множество других приятных и полезных бонусов, делающих путешествие на яхте комфортным и безопасным.
Кто увлекается яхтингом
Существует множество заблуждений о людях, которые занимаются путешествиями под парусом. Некоторые считают, что яхтинг доступен только профессиональным спортсменам, другие – что он для экстремальных путешественников типа Федора Конюхова, третьи – что яхтинг, это прерогатива олигархов.
На самом деле, круизный яхтинг доступен всем, кто может позволить себе отдых за границей, обладает базовой физической подготовкой и любит активно проводить время. В России в последнее время яхтинг стремительно набирает популярность и привлекает, прежде всего, средний и верхний классы молодых, активных людей. Тех, кому интересно все новое, кто предпочитает путешествия, в которых нет навязанного маршрута, экскурсовода с зонтиком и заранее запланированных красот, а есть направление, неизвестность и каждый раз новые находки – места, люди, города.
География
Неожиданно для многих, яхтинг развит уже несколько десятков лет в огромном количестве стран, которые обычно никак не ассоциируются с парусом:
- Черногория, Хорватия, Греция, Турция;
- Италия, Испания, Франция, Португалия, Канары;
- Таиланд, Юго-Восточная Азия, Сейшелы, Карибы, Французская Полинезия;
- Англия, Ирландия, Норвегия, Эстония, Швеция;
- и много где еще.
Сложнее найти страну, где яхтинга нет, чем где он есть. Хотя, наша страна в этом отношении стоит особняком. Во-первых, мы единственные в мире не принимаем шкиперские права ни международной системы IYT (International Yacht Training), ни RYA (The Royal Yachting Association), у нас действуют только российские права, выданные ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам), которые, в свою очередь, не признаются нигде в мире. Во-вторых, истории о том, как незадачливые иностранцы имели несчастье зайти в наши воды, напоминают социальные фильмы ужасов типа «Бразилии»: вначале их арестовывают, а затем начинают под разными предлогами вымогать деньги за оформление никому не нужных двадцати бумажек. Тогда как во всем мире для людей, заходящих с моря, особенно под парусом, действует единый закон, по которому, например, моряки имеют право зайти в порт чужой страны для устранения поломок и пополнения запасов без всякого разрешения и визы. Короче говоря, Россию в этом отношении лучше всего рассматривать как страну, из которой на яхтинг уезжают.
Продолжительность путешествия
Несмотря на кажущуюся медлительность (обычная круизная яхта движется в среднем со скоростью около 10 км/час) для посещения одного региона вполне достаточно 1-2 недель. Период в 7 дней, с субботы по субботу, является стандартным для яхтинга, так как большинство чартерных компаний сдают лодки в аренду по неделям. В некоторых регионах, например, на Карибах или Сейшелах, такого ограничения нет, поэтому там продолжительность поездки может составлять не кратное семи количество дней – 10 или 20, в зависимости от пожеланий команды.
Уровень комфорта
Современная круизная яхта – это полноценное судно длиной около 15 метров, на котором с комфортом размещаются 6-10 человек. Каюты используются преимущественно для сна, а основное время участники круиза проводят в общей жилой области внутри лодки (кают-кампании) или на палубе. По сути, круизные яхты – это плавучие отели и даже при проектировании этих судов вначале создается внутренняя жилая область, которая затем уже обрастает корпусом.
Безопасность
Большинство современных яхт размером более 36 футов (от 10 метров длиной) относятся к океанскому классу А, что означает их готовность к длительным океанским плаваниям. Конечно, для пересечения океана подходят не все из них, но запаса прочности для плаваний в морях в обычных погодных условиях, включая рядовые грозы и шторма – более чем хватает. Наличие тяжелого киля исключает возможность переворачивания яхты, а толстый и очень прочный стеклопластиковый корпус надежно защищает от волн.
Фактически, основа безопасности на яхте – это адекватность шкипера и команды. Если пассажиры не жгут на палубе костры и не выпрыгивают за борт, а шкипер профессионален и трезв, мероприятию и участникам ничто не грозит.
Маршрут
При планировании длительности и маршрута для своих мероприятий мы исходим из нескольких базовых принципов:
- Продолжительность одного перехода. Для команды новичков не должна составлять более 30 миль. При средней скорости яхты в 5 узлов такой переход займет 6 часов. Для более подготовленной команды расстояние на один переход может быть увеличено до 50 миль, а люди, уже освоившиеся на воде, могут проходить до 100 миль в день, при этом, естественно, часть пути придется на ночное время.
- Интересность и «емкость» посещаемого места. По опыту, если остров или город, в который вы пришли, интересен и требует детального изучения, лучше остановиться там на 2 ночи, то есть провести полный световой день: взять на прокат авто или мопед и в спокойном режиме все исследовать. Вариант, когда время пребывания на новом месте ограничивается остатком того же дня, в который был переход, подходит только для небольших островов или поселений, для знакомства с которыми хватает нескольких часов.
- Пополнение запасов провизии и воды. Стандартным при планировании является чередование стоянок в маринах и на якоре. Марина является местом, где мы с комфортом отдыхаем, гарантированно закупаемся едой, заправляем воду и электричество, а якорные стоянки дарят нам несравненное ощущение приключения, единения с природой, но при этом не позволяют пополнить запасы.
Как попробовать
Попробовать просто – нужно выбрать любую понравившуюся поездку из категории «Отдых», для которой не требуется опыт, и съездить на неделю. После этого вы или навсегда полюбите это занятие и будете скучать по морю и парусам, либо забудете о нем. Я, правда, людей из второй категории пока не встречал.
Однозначно не стоит начинать с мероприятий категории «Перегон» или «Экспедиция», если только вы не заядлый турист, привыкший к суровым условиям, трудностям и лишениям. В отличие от круиза, эти типы поездок направлены как раз на проверку себя и преодоление трудностей, поэтому вряд ли подойдут для новичков.
Здесь можно почитать о том, какие виды яхтинга существуют и лучше понять, какой из них подходит вам.